МК-Ш: Вынуждена расстроить, но никто не даст вам 100% гарантии, что вы все правильно делаете. Тем более — дать вам четкую инструкцию, что можно или нельзя. Тем более я: белая цисгендерная женщина. Мы все вынуждены учиться на своих собственных ошибках. Именно этим и занимаются сейчас не только студенты, но и профессиональные иллюстраторы. Учатся корректной репрезентации на своих ошибках. И это процесс, а не конечный результат. Невозможно вдруг стать анти-расистками или феминистками, и быть уверенными, что ошибок больше не будет никогда. Это процесс, а не конечный результат. Жизнь всегда нам будет подкидывать новые сложные ситуации. Мне кажется, в целом очень важно осознать и принять свою неидеальность, что, конечно, довольно сложно в современном мире, где допустимо стыдить друг друга по поводу и без.
Советы тут давать очень сложно, потому что путь этот индивидуальный. В попытке сформировать свою точку зрения и понять, обоснован ли этот внутренний запрет, многим помогает самообразование: исследовать, читать, попытаться лучше понять собственную идентичность, позицию в этом мире, привилегии, и как это влияет на нашу картину мира, на наши предубеждения. Есть много полезных книг на эту тему. Например, Nisi Shawl & Cinthia Ward «
Writing the Other» (это пособие для писателей, но для иллюстраторов тоже подходит) или Stuart Hall, Jessica Evans and Sean Nixon «
Representation».
Конечно, мы все с вами иные, чужие, загадочные друг для друга, и мы все с вами отличаемся в какой-то степени от доминантной парадигмы и друг от друга. Я и Другой — две разные планеты. Что там творится на другой планете? Мы можем только предполагать, и нам в большинстве случаев заранее страшно. Мы боимся неизвестности.
Люди могут сколько угодно жаловаться на новую этику, но на самом деле всегда было трудно писать о другом или рисовать другого, незнакомого тебе человека. Попытаться понять его, отринув все предрассудки. Иногда это страшно и сложно просто потому, что мы многого не знаем о жизни человека, о его опыте, о том, как он видит этот мир.