Что значит «быть художником» с финансовой точки зрения? Сегодня, когда закон об авторском праве сильнее, чем когда-либо, все еще велики шансы, что вам непросто сводить концы с концами. В этом плане авторское право — как раз одна из тех причин, по которой вы не зарабатываете.
Причин прекарности художников масса. Экономист бы свел вопрос к отношениям спроса и предложения: это профессия уникально привлекательна для многих людей. Сфера искусства не так сильно регулируется и в ней низкий входной барьер; если не вы будете работать за копейки, то будет кто-то другой. Часто получается, что вы вынуждены преодолевать большие трудности, только чтобы иметь возможность продолжать свою практику. Вполне возможно, что вам приходится работать на другой работе, чтобы компенсировать финансово неблагополучное время, проведенное за работой в качестве художника. Это может быть работа, не связанная со сферой искусства, а может быть и что-то близкое, как, например, преподавание в этой области. В то же время, и государственные, и частные структуры, похоже, находят художников достаточно ценными, чтобы выделять для них субсидии в формате грантов, стипендий и частного спонсорства.
Независимо от того, сколько денег приносит ваша арт-практика, вы, скорее всего, заинтересованы в том, чтобы она приносила больше. И так как аргументы за авторское право, как правило, объединяются лозунгом «художникам тоже нужно есть», было бы неплохо понять, в какой мере авторское право действительно помогает это делать. А чтобы понять, как зарабатывать с помощью авторского права, надо понять, что им не является. Авторское право — это не деньги, которые вы получаете в обмен на труд, и это не деньги, которые вы получаете в обмен на товары. Авторское право — это возможность получения денег за воспроизведение работы. Когда вам кто-то платит за перформанс, вам платят за труд; когда же ваш перформанс хотят показать снова с другим перформером, или когда телекомпания хочет показать запись вашего оригинального перформанса, вам платят за право воспроизведения (copyright). Когда кто-то покупает у вас скульптуру, вам платят за объект; когда музей печатает изображение вашей скульптуры на открытках, они платят вам за право воспроизведения.