проект
Иллюстрация как документ: анимированный веб-проект «Выходка»
Иллюстрации: Анна Саруханова
Проект «Выходка» полностью погружает в действие. Он, как большая красочная книжка-раскладушка, раскрывающаяся во все стороны, где всё можно подвигать, потрогать, что-то неожиданно появляется и исчезает. Буквально невозможно оторваться, не посмотрев всё от начала до конца. Правда, не всегда понятно, что именно происходит, но так и должно быть!

Мы встретились с несколькими участницами проекта и поговорили про сложности процесса, возможности формата и функции иллюстрации в контексте этой работы.
7 июля в Новой Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка–исследование «Ненавсегда.1968–1985», посвященная периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, в первую очередь подразумевая стагнацию в экономике и политической жизни. В творческой же жизни преобладали интеллектуальные споры, критический анализ и общая эмоциональная отстранённость от политических событий. Основное свойство повседневности этого периода — ведение некой двойной жизни, как способ самосохранения в условиях советской действительности, которая потихоньку теряла свою силу и значение.

В рамках этой выставки был выпущен интереснейший анимированный веб-проект «Выходка», нарисованный иллюстратором Анной Сарухановой и спродюсированный Полиной Васильевой и её командой сокурсников на курсе магистратуры «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в ВШЭ.

Как рассказывает продюсер Полина Васильева и её коллега Аня Мельникова, ответственная за исследование и сбор документальной информации, проект стал возможным благодаря Третьяковской галерее. Третьяковка обратилась к ВШЭ с предложением сотрудничества в учебных целях, был сформулирован общий бриф, но без конкретного технического задания и без «проблемы», которую нужно было решить. Была тема выставки, временной промежуток и необходимость соблюдать хронологию — и в этих рамках можно было выбирать и делать всё что угодно — полная свобода.
Полина сразу определилась с конкретной темой проекта, основываясь на собственных интересах, и взяла акционизм 70-80-х годов. После первой же презентации идей Третьяковской галерее многие решения были исключены: задумки телеграм-квестов, звуковых инсталляций, оффлайн-событий были забракованы как нерабочие. Потихоньку начинала формироваться «проблема» проекта: как сделать так, чтоб зритель имел возможность участвовать в акциях и перформансах, при том, что сами события воспроизводить нельзя? Да и как всё это показать, когда фактических визуальных документальных материалов — кот наплакал?

На помощь пришел пример анимационного веб-проекта «Жили-были», подготовленный пару лет назад порталом «Такие Дела» и нарисованный иллюстратором и основательницей книжного магазина «Маршак» Полей Плавинской. Вспоминая свои впечатления о просмотре этого проекта, Полина говорит, что «никогда ничего подобного раньше не видела, проект полностью погружает читателя в действие, создает особую атмосферу. Иллюстрация не просто сопровождает текст, а строит всё повествование». Это именно то, чего она бы хотела добиться и в своём проекте. Поэтому именно «Жили/были» девушки использовали как основной референс для презентации Третьяковке, и именно эта идея получила одобрение. Хотя и опасений касательно размера необходимого бюджета на подобный проект было немало.

Фактическая работа над производством проекта началась в апреле: в связи с переносом открытия выставки из-за пандемии у команды появилось больше времени на реализацию идеи и поиск финансирования. К этому моменту Полина уже была знакома с иллюстратором Аней Сарухановой, которая стала центральной создательницей всей структуры, функционала и визуальных образов проекта.
Иллюстратор Аня Саруханова — выпускница британского бакалавриата Иллюстрации БВШД, текущий преподаватель на иллюстрации в ВШЭ и постоянный автор в таких издания, как «Такие дела» и «The Village». Аня рассказывает, что референс «Жили-были» моментально её заинтересовал, захотелось сделать что-то подобное самостоятельно, даже несмотря на то, что вопрос гонорара пока не был решен. В процессе работы Аня проделала огромное исследование визуальных практик того времени, элементов быта, одежды, узнаваемых образов. Так как в проекте не используется никаких документальных материалов вроде фотографий или видео, вся функция передачи реальности тех событий лежала непосредственно на иллюстрации, и на том, как зритель взаимодействует с интерактивными элементами проекта. В создании общего стиля проекта Аня опиралась на визуальное искусство 70-80-х, и в процессе пришла к технике диджитал-аппликации, отдаленно отсылающей к работам художников, о которых в проекте идёт речь.

Цветовые решения рождались из смысловой нагрузки каждой конкретной акции: контраста белого снега и цветных конвертов для акции «Картины», противопоставления угрюмости и серости метро ярким и весёлым участникам группы «Мухомор», красно-коричневая гамма живописи соц-арта для «Биточков прессных» Комара и Меламида. В своём интервью журналу «Афиша» Аня рассказывает, что ей «было интересно исследовать, как выглядели объекты той эпохи. Например, в тексте написано: «Монастырский пришел, принес печенье». Вот какое печенье он мог принести, как это выглядело? Не с кулёчком же он пришел. Смотришь фотографии, что у художников на кухне, на столах, а у них там только пепельницы и бутылки, никакого печенья».

При этом границы этой «правдивости» визуального повествования можно было двигать за счет определенных визуальных приёмов. Как пример, Аня рассказывает про акцию «Метро», где участники группы «Мухомор» скатываются по эскалатору: никто не знает, происходило ли это на самом деле, но это допущение позволяет усилить смысловой и эмоциональный эффект. Так же, как и лыжник, проезжающий мимо «Картин» — лирическое отступление от фактов, позволяющее прочувствовать весь масштаб события и визуализировать его в контексте.
Помимо этого, весьма скудные существующие документальные материалы не передавали никаких эмоций в происходящем, а просто документировали механику процесса или запечатлевали непосредственных участников. Все ощущения от участия в процессе или от наблюдения за действием было необходимо воссоздать по кусочкам, продумывая самостоятельно «как это всё могло ощущаться».


В целом команда довольна результатом, и требуемого эффекта удалось достичь. При этом важно помнить, что проект был задуман всё-таки как развлекательный, нежели чем как образовательный — эту часть выполняет основная выставка. Тем не менее, проходя каждую из «акций», очень хочется углубиться в контекст и узнать больше про это время в нашей истории, поэтому в итоге проект работает еще и как отличный «тизер» к выставке.
Над проектом работали
Продюсер: Полина Васильева

Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева и Анастасия Курляндцева

Менеджеры: Анна Мельникова и Дарья Толкач

Дизайнер: Виктория Астахова

Верстальщик: Дмитрий Хапренко

Иллюстратор: Анна Саруханова
Автор текста: Евгения Баринова
6 августа 2020
Made on
Tilda