Практика
Приз в студию: прелести совместной мастерской
Злата Улитина
9 декабря 2020
Мастерская – важная часть жизни художника. К сожалению, в реальности не всегда удаётся отвоевать у вселенной свой кусочек пространства для творчества и работы: не всем хочется иметь дело с профсоюзами или ждать своего помещения годами в очереди, а снимать индивидуальную мастерскую довольно дорого. Мы поговорили с несколькими ребятами, снимающими студийное пространство в самом центре Москвы – на Покровке.
Варя Щука, Олег Бородин и Маша Сомик поделились своими размышлениями о плюсах мастерской и организации творческой деятельности в общем пространстве, которое они делят вместе с еще несколькими художниками.
Фотография: Арина Лимонова
Варя Щука
У меня была классическая проблема фрилансера – неумение разделять дом и работу и будни с выходными. Первым шагом к решению этой проблемы был поиск мастерской.

Когда я увидела объявление о том, что у ребят освобождается место – написала, не раздумывая, и даже не рассматривала другие варианты, так как для меня было важно присутствие сразу нескольких художников в мастерской.

Конечно, у нас не происходят коллаборации каждый день. Но в процессе работы над своими проектами всегда возникают вопросы, которые классно обсуждать с коллегами и находить новые решения. Это помогает избежать информационного вакуума.

Обычно в роли «главного» по вопросам пространства и связанных с ним бытовых вопросов выступает Олег. Но и остальные всегда откликаются и помогают, когда нужно что-то сделать. Если относиться к месту не как к общественному, а как к личному пространству, то и менеджерить вопросы становится приятно.

Все мы одновременно в пространстве бываем крайне редко, ведь у каждого свой комфортный график работы. Здорово, когда графики пересекаются. Из этого всегда может получиться внезапная душевная посиделка.
Олег Бородин
У нас не было идеи объеденения как таковой, была обычная проблема с рабочим местом фрилансера. Работать в кафе или коворкингах я лично не люблю, мне нужно свое место. Работать дома стало уже невыносимо: ты постоянно на своем рабочем месте, нет возможности переключиться и разделить работу и отдых. О мастерской думал почти всегда, но в какой-то момент начал говорить об этом с разными близкими по духу друзьями (с Сашей Карелиной в том числе), потому что понимал, что, во-первых, снимать одному пространство в центре Москвы – это дорого, во вторых – хотелось, чтобы все-таки был какой-то коллектив, другие люди, работающие рядом. Это классно влияет на твое рабочее настроение, будь то творчество или коммерция. И мы с парой друзей начали в вялотекущем режиме искать помещения и иногда даже ездить на просмотры, пока не наткнулись на почти идеальный по расположению и цене вариант, где нужно было только месяцок поделать ремонт, чтобы переделать его из старого офиса во что-то классное. Потом нужно было найти еще с десяток людей для совместной аренды, так как комнат было много. По ходу дела, когда помещение было уже найдено и снято, присоединились еще несколько наших друзей, а кто-то изначальный сменился, поняв, что это не его формат. Сейчас у нас более-менее стабильный состав близких по духу художников и не только.

Кажется, общее пространство дает одни плюсы, но, конечно, важны те люди, что рядом. У нас как-то все это хорошо сложилось – мы как минимум не мешаем и до сих пор – уже больше года – относимся с пониманием и симпатией друг к другу. Конечно, плюсами можно считать и какие-то бытовые вещи: ты не один тянешь это все на себе и можешь спросить соседа о какой-то вещи, помощи, мнении. Мы помогаем другу другу, если нужно что-то отдать-забрать, а тебя нет на месте, попросить совета или мнения о своей работе, просто как-то переключиться – расслабиться и поболтать.

Так вышло, что мастерскую мы все искали именно как отдельные самостоятельные художники со своими проектами, работами и состоявшимся рабочим укладом, поэтому какие-то творческие коллаборации между собой мы не особо практикуем. Но при случае обязательно что-нибудь сделаем! Иногда можем провести совместные вечеринки или открытые студии, все чаще думаем о совместной выставке в рамках пространства или даже шире.
В целом управляться с организационными вопросами не сложно, но порой утомительно: так вышло, что большая часть менеджмента лежит на мне. Но для меня это по большей части необременительные хлопоты, если не считать того, что наше пространство включает в себя не только нашу мастерскую (где вообще проблем особо не возникает), но и еще несколько дружественных пространств по коридору. И, конечно, чем больше людей надо задействовать, тем сложнее бывает что-то организовать, собрать денег на что-то, починить раковину и так далее. Но это, кажется, нормально – идеального варианта не бывает, всегда кто-то будет выставлять мусор в коридор или не мыть посуду на общей кухне. У конкретно нашего пространства есть общие деньги (на воду, уборку, кофе, свечи и прочие радости), иногда мы можем сдать кому-то из друзей помещение на вечер или выходной, тем самым пополнив общую кассу. Каждый старается ухаживать за пространством по-своему, нет какого-то разделения обязанностей. Да и обязанностей, в общем-то, нет. Еще стараемся по мере сил поддерживать жизнь в мастерской: пускать сюда интересных людей с их проектами, звать неприкаянных друзей поработать. Сейчас конечно карантинное затишье, но, думаю, мы к этому всему вернемся.

Я не чувствую, что мы очень разные художники: наоборот, порой есть ощущение, что мы все одним и тем же занимаемся. Тут, и правда, важнее близость взглядов, а не художественные практики и стиль.

Как я уже говорил, мы тут большей частью работаем: сидим за компьютерами, рисуем картинки, сидим за столами, рисуем картинки без компьютеров. Я собираю коллажи, провожу уроки в небольших группах, приходят люди покупать у меня принты. Иногда приходят какие-то заказчики познакомиться и обсудить что-то, если это надо сделать вживую. Устраиваем иногда какие-то вечеринки, дни рождения празднуем. Просто сидим-грустим. Храним тут всякие наши вещи, которым дома уже нет места, а здесь – самое то. Вообще это иногда еще очень классное пространство для занятий какими-то вещами, которые давно хотел попробовать, но не было места – я тут кресла старые перетягиваю и реставрирую, например.
Фотографии: Маша Сомик
Маша Сомик
Мы вместе с Ксюшей присоединились к ребятам, когда уже был сделан идеальный красивый ремонт. Я, по таким же соображениям, что и у Олега, поняла, что не могу больше работать дома, ибо получается, что я всегда работаю и никогда не отдыхаю. К тому же у меня бывают большие деревянно-покрасочные проекты, которыми сложно заниматься дома. Я начала об этом думать, запустила намерение. И потом мне знакомые рассказали про это пространство, что там сдаются помещения. На тот момент ребята только начинали ремонт. Я приехала посмотреть и сразу поняла, что это будет классное место, но тогда у меня не было денег на ремонт, поэтому мне пришлось отказаться от аренды. Помню, как я тогда расстроилась! Но решила, что мой идеальный вариант еще меня ждет. И вот уже сильно позднее те же знакомые, которые изначально мне рассказали про пространство, решили выехать и искали новых арендаторов в свою комнату. Я задумалась об этом варианте – комната была шикарная. Но одна я бы не потянула ее снимать, а кого позвать со мной делить аренду, я не знала. И прямо на следующий день после этих мыслей на маркете я встречаю Ксюшу, и первое, что она мне говорит: «Маш, давай заедем на Покровку?» И вот я теперь тут, в том месте, в котором хотела быть.

Мне нравится, когда вокруг работают другие люди. Мы можем вместе просто поболтать, попить чай, иногда спрашиваем какие-то советы. Классно, что мы все вроде из одного поля – искусства, но при этом у всех разные медиа. Мне нравится, когда мы внезапно остаёмся после работы все вместе посидеть на креслах. Правда, такое бывает нечасто. Мы несколько раз думали о групповой выставке в нашем пространстве, но пока это все только на стадии обсуждения. Но я очень хочу, чтобы мы наконец это сделали!

Все менеджерские обязанности берёт на себя Олег, он даже однажды сам раковину починил (Олег, спасибо тебе)! А я в своей комнатке рисую, пишу картины, вышиваю, крашу гигантские и не очень деревянные скульптуры, работаю за компом, делаю татуировки, пью с друзьями чай и танцую.
Материал подготовила Злата Улитина.
Made on
Tilda