ДЕЛО
Агент особого назначения
Как работает иллюстраторское агентство и нужно ли там иметь представительство?
Обложка: Арина Шабанова
Материал подготовила Евгения Баринова
В современном мире фриланс-иллюстрации каждый автор – не только художник, но и маркетолог. Через социальные сети и специализированные платформы стало легче заявлять о своём таланте и искать себе клиентов. Кроме того, упростились ведение онлайн-бухгалтерии и процесс уплаты налогов. Но так ли легко на самом деле вести дела самостоятельно, и всем ли такой подход комфортен? Далеко не каждый иллюстратор готов вести свой корабль в одиночку, и многие не отказались бы найти опытного штурмана, чтобы спокойно закрыться в каюте и заниматься исключительно творчеством. Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы опросили иллюстраторов про их опыт работы с агентствами в России и за рубежом и делимся ответами с вами.
Мне, петербургскому интроверту, кажется, что работа через агентство – лучший формат. Агентство разрекламирует тебя, продаст, договорится о сроках, выбьет допкост, будет щитом, если заказчик агрессивен, найдет помощника, если он понадобится, поможет как компетентный консультант, если в работе будет затык, а и еще и похвалит тебя в финале работы. Для меня это, в некотором роде, материнское отношение. Я очень ценю его. И пользуясь случаем, прошу прощения, что маловато работаю над собственным развитием как автор.
Надо больше, ведь для всего остального есть агентство :)
El, об агентстве из Санкт-Петербурга
Довольно странный был опыт. Заказ приходил раз в полгода, а то и реже, при том, что агент постоянно говорил о том, как хорошо будут продаваться мои работы. Общение с агентом – в целом, довольно комфортное – происходило большей частью по телефону. Были задержки с выплатами, но заказы оплачивались намного лучше, чем в России, поэтому какое-то время было выгодно брать даже то, что не особенно нравится. Ни один из проектов, выполненных через агентство, не оказался в итоге в моем портфолио. Когда окончательно поменялся стиль и работать в прежней манере стало совсем неинтересно, заказов больше не приходило – агент говорил, что «такое сложно продавать», и продолжал предлагать то, что меня больше не интересовало. В конце концов у агентства начались финансовые сложности, агент сослался на то, что придется продавать только то, что идет очень хорошо, и предложил расстаться «до лучших времен», которые, думаю, к общему для нас облегчению, не наступили. Агентская комиссия была, насколько сейчас помню, 30%, договоров не было.
Иллюстратор предпочел не указывать имя,
об агентстве из Франции
В целом, мне нравятся коллеги/менеджеры в агентстве. Мы с ними давно работаем вместе и всегда было все складно, дружно и уважительно. Если совсем придираться, то не люблю когда менеджеры нервничают и становятся более требовательными, что меня с одной стороны подталкивает «не оплошать», с другой стороны задевает самолюбие профессионала)) Я и так не оплошаю, черт возьми!) Не люблю, когда корректировки клиента не правят и не подытоживают, а присылают прямо скриншотами. В этом сложнее разбираться и искать суть и могут встретиться резкие комментарии, не адаптированные для тонкой душевной организации художника (хотя этот пункт сейчас все-таки редкость). Мне хотелось бы большей «защиты» со стороны агентства, когда в процессе от клиента появляются новые пожелания по проекту. Я часто иду на компромисс, потому что «этот клиент нам очень важен». А ещё, возможно, это не по теме, но сейчас мне кажется, что я переросла своё агентство. Мне не могут платить больше, проекты стали очень однотипными, развития себя здесь в дальнейшем не вижу. Иногда беру работу просто чтобы выручить коллег. Надо с этим завязывать)) Ну, вот! Как сеанс у психотерапевта!)
Вера, об агентстве в Москве
У первого агентства были очень странные условия: я нахожу сама себе клиентов, договариваюсь, а им процент от сделки. Сотрудничество не сложилось. Второе само два раза предлагало проекты, но не сложилось в итоге: по первому проекту не сошлись по деньгам, от второго сама отказалась, так как задача была не по моему профилю. Также в начале пытались намекнуть, что все заказы идут через них, даже от тех заказчиков, что сами ко мне придут. Договоров, конечно, не было ни в одном, ни в другом агентстве.
Татьяна, об агентствах из России
Работаю с агентствами уже лет 15. С «великих журнальных времен». Первые заказчики появились не через агентство, но очень хотелось попасть в Bang! Bang! — т.к. там собирали хороших иллюстраторов и, казалось, это круто, и вообще — вершина профессии в коммерческом плане. В итоге я осмелился, написал в агентство и меня взяли. В то же время я писал и в иностранные агентства, но в ответ был всегда вежливый отказ – «штат иллюстраторов уже укомплектован». Заказов за счет агентства стало больше, и стало казаться, что можно выживать, зарабатывая только иллюстрацией. Если появлялось свободное время, то можно было написать менеджеру и найти работу. Правда, часто это оказывался чужой проект, который нужно доделать, или что-то совсем не в моем стиле. Но был некий драйв и желание зарабатывать, так что я брался за любую работу. Иногда от агентства приходили и интересные проекты с хорошим гонораром, от компаний, которые просто не могут работать напрямую с фрилансером. Так я поработал впервые с большими концернами и с рекламой. В общем, агентство позволяло выжить и связать иллюстратора с заказчиком.
Кроме того, агентство берет на себя все договорные вопросы, и для меня это казалось значительным облегчением. Иногда общение через менеджера агентства с заказчиком (а напрямую в таком случае нельзя общаться) превращается в «сломанный телефон», когда исполнитель не понимает что делать, а заказчик не может объяснить. Тогда приходится устраивать «конференц-колл», и в результате тоже часто понятнее не становится. А с крупными заказчиками обычно работает еще один посредник — рекламное агентство, и цепочка согласований становится еще длиннее и сложнее. Плюс агентства в том, что оно дожимает заказчика и проект в сложных случаях и страхует от неуплаты гонорара. А для заказчика плюс в том, что проект будет выполнен в срок.

С концом «великих журнальных времен» запросов от агентств стало меньше. Возможно, это связано с тем, что стало больше разных и интересных иллюстраторов в портфолио агентства. И с тем, что ко мне часто заказчики обращаются напрямую, и я сам научился вести бухгалтерию, составлять договора и делать акты. Теперь есть возможность оценивать заказ и не соглашаться на всю работу подряд. Появилось понимание о том, что не всегда выгодно работать через агентство, или через одно и то же агентство. Иногда приходит один и тот же запрос через нескольких посредников и становится понятно, что комиссия иллюстраторского агентства весьма внушительна.
Запросы приходят часто, но интересные коммерчески или/и творчески от агентств прилетают редко. У меня есть ощущение, что я теперь в агентстве специализируюсь по особо сложным заказам и заказчикам: с нечетким ТЗ и со сложностями в утверждении эскизов и работы. Если я берусь, то в итоге все выходит хорошо. Возможно, я просто не в струе агентских заказов, то есть не рисую сториборды и анимацию, например.
Был несколько раз опыт работы с иностранными агентствами и заказчиками. В таких случаях все стадии работы проходят гораздо легче. Заказчик дает понятное ТЗ и доверяет автору.
Евгений Тонконогий, об агентствах в России и за рубежом
Для меня агентство — это просто еще один способ получить заказ. Нравится, что заказы предлагают регулярно, и это обеспечивает эмоциональное спокойствие, что без работы я не останусь, даже несмотря на то, что в итоге я беру лишь единичные предложения. Если проанализировать прошлый год, то у меня было всего два заказа от агентств (я состою в двух). Был один заказ от одного и второй от другого, то есть это совсем маленький процент от общего количества работы (в год у меня около 30 заказов разного объема).
Коммуникация с заказчиком меня не смущает, а скорее делает мою работу разнообразнее, поэтому в этом плане агентства не делают мою жизнь легче. Помимо этого, я не люблю испорченный телефон: иногда случается, что продюсер от агентства не понимает специфику, и процесс работы затягивается.
И, честно говоря, в моей практике случаи, когда я не могу опубликовать работу, чаще происходят с агентствами. Но тут надо признать, что я невнимательно читаю договор:) В общем, если есть такая возможность, то я предпочту взять заказ не через агентство.
Аня, об агентствах из Москвы
У меня большое международное агентство, и плюс в нем в том, что оно на виду. Минус — конкуренция. Чем больше художников в агентстве, тем меньше потенциальных заказов. К огромному сожалению, есть масса иллюстраторов не очень высокого уровня, но даже у них есть заказы, и это мне не нравится.
С чем это связано — не знаю.
Еще из минусов агентства — не очень много раскрутки, так как все хотят, чтобы их рекламировали в соцсетях, а когда иллюстраторов много, то надо ждать месяцами.
Но заказчики хорошие, работать с ними, в целом, всегда приятно. Платят нормально, ценят и доверяют. Это я всё о клиентах с Запада, русских клиентов не бывает в моем агентстве. Русские платят копейки, поэтому ищут тех, кто готов за эти копейки работать в России, без договоров, с кучей правок и массой геморроя. А мое агентство копейки платить не будет, так как им самим это не выгодно. Еще мне нравится, что в моем агентстве ценят идеи, стиль, профессионализм, прислушиваются к иллюстратору и всегда доброжелательны. С клиентами можно легко сдружиться и вообще потом общаться на разные темы помимо работы. Хорошее и доверительное отношение складывается легко. Если ты сделал свою работу хорошо — к тебе обратятся снова. Если не очень — серьезного конфликта не будет. Все решается.

Помимо этого, агентство — гарант получения денег, а это очень важно, и я готов платить им большой процент за это.

И последнее важное замечание: иллюстраторские агентства — тоже некая политическая сила. Мое агентство базируется в Англии и в США, а иллюстраторы там со всего мира. Китай, Германия, Бразилия, Россия, например. И для продвижения авторов агентство рассылает письма с праздниками и памятными датами. Например, если у тебя есть какой-нибудь рисунок или картинка к памятной дате, то они ее запостят в сторис или еще где-нибудь.. Вроде все тут понятно, но есть одно НО. Они отмечают день независимости США или какие-то американо-английские праздники, но там никогда нет праздников российских, китайских, бразильских или немецких.
И мне непонятно, зачем они это делают. Китай — огромный рынок сбыта и услуг и, к бабке не ходи, китайцы не очень захотят рисовать картинки к празднику независимости страны, с которыми у них торговая война.
Я этих праздников-то не знаю, а они шлют. 2 июня у нас то-то, 15 июня то-то. Типа, «рисуй под эти праздники». А представьте, я бы предложил им иллюстрации ко Дню России или к 12 апреля. Мне бы, наверное, сказали, что это не очень им подходит.
Иллюстратор предпочел не указывать имя,
об агентстве в США и Англии
Самое приятное в работе с агентством для меня то, что они полностью берут на себя бумажную работу и отпадает необходимость самостоятельно называть цену за работу (т.к. чаще всего я сильно занижаю ее), мне остается только вникнуть в детали и согласиться или назвать более удобные для меня условия, а весь процесс договора ведет агент. Из непонятного — не сразу понимала в какой области/регионах они меня представляют, но это легко решилось, когда я их спросила. Еще из непонятного — процесс представления/продвижения меня как иллюстратора, что именно и как они делают. Иногда кажется, что либо недостаточно, либо редко продвигают меня и мои работы. Из минусов — не всегда заказы представляют собой то направление, в котором мне бы хотелось развиваться, но это чаще всего покрывается хорошей оплатой. От совсем «не моих» отказываюсь: это классная работа, но не заказы мечты. И еще мне кажется, что заказов могло бы быть больше, по крайней мере, мне бы этого хотелось. Из плюсов — всегда очень деликатное и приятное общение с агентством, они часто идут навстречу, выплаты всегда вовремя, и в заказах через агентство клиенты всегда более доброжелательные и четче знают, чего хотят от иллюстратора.
Полина, об агентстве из Великобритании
Только через агентство можно получить заказы от больших банков и корпораций. Опытные менеджеры могут правильно построить работу, договориться о сроках, количестве эскизов и закрепить это в договоре.

Бывает, что агентство предлагает работу, которая не подходит по стилю и по специализации. Обычно это происходит, когда общаешься с новыми менеджерами, более опытные уже знают твое портфолио.
Я, например, не люблю работать по чужим референсам, отказываюсь от таких предложений.

Расценки средние по Москве. Были проблемы с задержкой выплат от полугода до года, но сейчас агентство выплачивает все оперативно.

Иногда агентство присылает предложения от известных брендов, но за очень маленькие деньги. Аргумент, что пусть дешево, но можно поставить в портфолио, несколько озадачивает. Такие предложения ставят в тупик, это похоже на демпинг.
Валентин, об агентстве из Москвы
Первый опыт работы сотрудничества с агентством был сразу после того, как я выпустилась из университета – меня позвали в агентство, чему я была несказанно рада. Всё это было в Англии, там агентств много, и я особо не знала в тот момент всех тонкостей. В этом агентстве брали ежегодную плату за продвижение и 30% комиссии от стоимости проекта, независимо от того, кто нашел проект, я сама или они. Тогда меня эти условия немного насторожили, но я всё равно с огромной радостью согласилась. В итоге за 1,5 года представительства они, к сожалению, не нашли мне ни одной работы, тогда как сама я нашла несколько проектов (за которые они брали комиссию). При этом я не могу сказать, что общий опыт был негативным. Во-первых, мне еженедельно давали задания, для которых я рисовала иллюстрации для продвижения своей работы в блоге. Во-вторых, представительство давало мне уверенность в том, что я делаю. В итоге, конечно, я поняла, что сама справляюсь лучше, а платить за продвижение мне всё равно пришлось. Но, к тому моменту я уже знала достаточно и про договоры, права и счета, и преодолела страх общения с заказчиками напрямую, поэтому была готова к самостоятельной работе.
Сейчас, 13 лет спустя, я живу в России и у меня снова есть агентство, в этот раз из Северной Ирландии. В этот раз мы работаем совсем иначе, они не требуют никакой оплаты за продвижение, берут 15% от стоимости проекта, и раз в пару месяцев находят мне интересные большие проекты. Но и портфолио у меня гораздо более уверенное, чем было тогда, в начале пути. Это, очевидно, тоже имеет огромное значение.
В целом мне кажется, что для тех иллюстраторов, которым комфортно работать самостоятельно в своей стране, агентское представительство в других странах – очень комфортный вариант, т.к. не нужно самостоятельно изучать новые рынки и правила, можно во всем положиться на агента.
Евгения, об агентствах Великобритании
Made on
Tilda