В ноябре 2016 Storytelling Arena, театр перформанса в Берлине, проводил мероприятие, на котором беженцы из Сирии рассказывали истории о трудностях миграции. На мой взгляд, люди охотно приняли графические романы на такие темы, поскольку иллюстрация нивелирует прямоту и жесткость медийных изображений. Иллюстрация изображает реальность, но не реальность, происходящую здесь-и-сейчас, как это делает газетная фотография. Я не говорю, что все работы должны высказываться на острые темы и подстраиваться под повестку. Но тот вечер сторителлинга в Берлине напомнил о том, что, будучи человеческими существами, мы наиболее ярко сопереживаем не через помпезную и долговязую кураторскую прозу, а через простую устную коммуникацию. С моими книгами художника у меня был похожий опыт. Посетителей выставки радовал технический навык и не смущало соседство текста с изображением, и при случае они обращались ко мне за дальнейшим разговором про шафран. Может быть, посетителей выставок бы больше вовлекали темы войны, жестокости и другие социально значимые вопросы во всей их неприглядности, если бы стражи художественного мира оставили идею о том, что искусство составляют только поэтически абстрактные непредвзятые и нейтральные работы, и только им в этот мир вход открыт.
Будь то на Востоке или на Западе, но наша повседневная жизнь проходит сквозь непрерывный симбиотический поток текстов и изображений, который мы принимаем, не задавая вопросов. Есть места, где визуальное искусство пытается существовать в возвышенном, но изолированном пузыре, и есть места, где оно сливается с другими культурными потоками. Но по факту в реальности мы перевариваем входящую информацию с наших визуальных сенсоров без того, чтобы сперва навесить на неё ярлык «иллюстрации», «искусства» или «не-искусства». Как производителям изображений нам интересно делать так, чтобы они задерживались в памяти максимально долго, а идеи, которые вытекают из противостояния высокого и профанного имеют к этим процессам в памяти мало отношения. Если ремеленный навык помогает создавать работающие изображения, художнику не надо искать одобрения на их использование у какой-то высшей инстанции вроде куратора или директора музея. Если большинство художников отбрасывают навык, некоторые из нас могут стать своеобразным «банком семян», который сохранит его. Мы можем приютить тех, кто силен «и духом, и телом», и подождать, пока волна признания не придет к ним. Это то, что я вынесла из своего путешествия с Востока на Запад.