ДЕло
Иллюстраторы и закон
коллаборация c юристами Polyak & Co
Юридическая компания Polyak & Co совместно illustratorsunion.ru организовали сбор вопросов от читателей блога и опубликовали ответы на самые животрепещущие вопросы здесь.
Темы сформировалось три: договор, нарушение прав иллюстратора, и как не нарушать чужих прав.
Итак, всё по порядку.
Договор
Договор между заказчиком и иллюстратором называется договором авторского заказа. Он сочетает в себе черты договора подряда и лицензионного договора/договора об отчуждении исключительного права, если право использовать иллюстрацию полностью переходит к заказчику.
И договор об отчуждении, и лицензионный договор закон обязывает заключать в письменной форме. Нет письменной формы – договор не заключен, даже если была оплата. Клиент рискует – он незаконно использует иллюстрацию. В свою очередь иллюстратор может продавать выполненную работу на стоках и передавать на нее исключительные права.


Что такое письменная форма договора?
Четких критериев нет, поэтому заключенным в письменной форме будет признаваться:
— традиционный договор на бумаге, подписанный клиентом и иллюстратором
— электронный документ, подписанный электронной подписью,
— обмен имэйлами или сообщениями в телеграме (хотя тут можно поспорить).

Самый практичный вариант для иллюстраторов — это письменный счет-оферта. Иллюстратор направляет его клиенту, клиент оплачивает банковским переводом со ссылкой на номер счета. Этот вариант подходит, если вы работаете по авансу. Такой способ удобен и для музыкантов, блогеров, консультантов и многих других.


Пошаговая инструкция:
1. Продумайте условия, удобные для вас.
Сколько времени у заказчика есть на то, чтобы дать фидбек на эскиз
и финальную версию иллюстрации?
Сколько итераций правок?
В каких случаях заказчик может расторгнуть договор с вами?
Можно ли не указывать ваше имя при использовании иллюстрации?
Если вы полностью передаете клиенту исключительное право на иллюстрацию, то можете ли вы публиковать иллюстрацию в своем портфолио?

2. Опишите эти условия и опубликуйте на своем сайте.
Чтобы бухгалтерия заказчика не терзала вас бесконечными запросами, напишите, что иллюстрации передаются по имэйлу (через dropbox, telegram…).Укажите, что если в течение 5 дней вы не получаете возражений от клиента, то работа считается принятой. Чтобы заказчик не переживал о защите информации, добавьте условия о конфиденциальности — они достаточно стандартны. Этот этап необязателен, если в вашей смете описаны все условия, которые для вас важны. Но обычно такие стандартные условия позволяют сделать смету короче.

3. Составляете счёт-смету:
Документ займет примерно один-два листа.
Проверьте, чтобы в нем были следующие составляющие:
наименование и ИНН клиента, имэйл и имя человека, с которым вы общаетесь, ваши данные и реквизиты вашего банковского счета, полный бюджет и отдельно сумма, которую надо оплатить авансом.
Добавьте текст: «Иллюстрации по этому счету выполняются на условиях, доступных на странице https//_____ (вписываете гиперссылку). Оплата аванса по счету означает согласие с условиями, изложенными в этом счете
(С.П. - или "по смете" и "в этой смете», в зависимости от того, как вы назовете документ).
При оплате обязательно укажите номер и дату счета (С.П. - или сметы)".
Подписываете счет (вручную или с помощью электронной цифровой подписи), отправляете клиенту.

Если вы работаете без аванса, то можете подписать смету —
это и будет ваш договор. Она должна быть подписана обеими сторонами. Крупные корпорации проще воспринимают такой счет со ссылкой на ваши типовые условия, чем договор. Договор отправят на проверку внутренним юристам — это затянет процесс. В компаниях часто действует правило, что можно платить по счету без договора — это значит, что он сразу попадет к финансистам.
Вопросы и ответы
Аня:
Наверное, у меня риторический вопрос. Несколько раз я работала с друзьями, которые «ну мы же друг другу верим, давай без договора». С оплатой проблем не было, кстати. Но как донести до них, что договор нужен не только на момент оплаты? Я, конечно, работы по второму разу другим ребятам не продам и на стоки не выложу, но вообще–то без договора имею полное право. Ведь имею?

P&Co:
Аня, имеешь! Друзьям тоже лучше выставить такой счет, с описанием условий лицензии. Напомните им указывать имя автора при использовании картинки.


Катя:
Документооборот во многих компаниях ужасно долгий и неповоротливый, оплата ползёт какое-то время после подписания договора, а сроки проектов часто узкие и вообще «хорошо бы уже вчера всё сдать». Соответственно, иногда встаёт вопрос — приступать ли к работе с такими условиями без гарантий здесь и сейчас в виде предоплаты/договора или же стребовать чего-то ещё, чтобы быть уверенной? Как подступиться к таким ситуациям, если ну уж очень нравится проект?

P&Co:
Я бы попробовала работать по счету-смету. Договоритесь, с какого числа вы начнете работать. Включите условия, что оплату получите на пять дней позже. Если оплата задержится, то и работу вы приостановите.
У нас тоже бывают клиенты, которым нужно «вчера». Мы им предлагаем работать по двойной ставке — тогда мы с командой работаем по выходным и до позднего вечера. Если в нормальном режиме — то по обычным ставкам. Но это уже вопрос бизнеса, а не права.





Анна:
Насколько вообще правомерно со стороны работодателя требовать выполнение тестового задания бесплатно?
Если на бесплатное тестовое присылают правки, о чем это может говорить? Что от меня хотят полноценную работу,
а не тест? Могу ли я использовать на свое усмотрение картинки, нарисованные в ходе бесплатного тестового?

P&Co:
Анна, правки на тестовое — это уже наглость, мне кажется. Я бы отвечала, что правки и использование картинки — за деньги, и присылала счет:-) Если на тестовое задание вы не заключали никакой договор и не принимали никакие правила участия в тестовом задании (как иногда бывает в конкурсах), то вы можете использовать иллюстрацию, а ваш клиент — нет. И ставьте на иллюстрацию копирайт: его удаление — это нарушение ст. 1300 ГК РФ, можно сразу обращаться с претензией и в суд.


Женя:
Может ли договор в свободной форме, подписанный обеими сторонами иметь юридическую силу? Например, я использую смету, где подробно прописаны права, которые я передаю клиенту и срок их действия. В этой смете внизу есть место для подписи клиентом. Когда они подписывают этот документ (соглашаются на условия) — будет ли этот документ договором? Нужна ли на нём моя подпись тоже? Какие необходимы обязательные составляющие части в договоре чтоб он имел юридическую силу?

P&Co:
Смета очень классная — я посмотрела шаблон на сайте.
Да, если смету подписать, то она и будет договором, но нужна и ваша подпись тоже. Чтобы документ был договором, не обязательно его так называть или писать канцеляритом. Другой вариант — можете сделать из нее счет-смету, как я это описала выше.




Что делать, если мои права нарушают?
С момента создания иллюстрации вам принадлежат:

1. исключительное право на иллюстрацию — только автор может ее копировать и использовать;

2. право авторства, то есть право считаться автором иллюстрации;

3. право автора на имя, то есть право разрешить или запретить использование иллюстрации под своим именем или псевдонимом;

4. право на неприкосновенность произведения – без разрешения автора нельзя вносить изменения в иллюстрацию;

5. право на обнародование иллюстрации: обнародование – это первая публикация, и без согласия автора обнародовать произведение нельзя.

Автор может передавать исключительное право другому лицу или может выдавать лицензии на использование иллюстрации.
Права на иллюстрацию возникают по факту ее создания. Для этого никакая регистрация не нужна.
В исключительное право входят права:
– копировать, в том числе воспроизводить двухмерное произведение в 3D.
Фотография – тоже копирование.
– распространять экземпляры (неважно, за деньги или безвозмездно);
– публично показывать, доводить до всеобщего сведения;
– импортировать;
– сдавать в прокат (аренду);
– перерабатывать, то есть создавать производные произведения.

Права на иллюстрацию возникают по факту ее создания. Для этого никакая регистрация не нужна. Тем не менее, если вы рисуете на заказ, велика вероятность споров о праве на иллюстрацию.

Чтобы было проще доказать авторство, можно использовать депонирование. С его помощью вы подтвердите, что на определенную дату у вас была конкретная иллюстрация – то есть, с большой вероятностью, вы ее и создали.

Например, в nRIS (тарифы), в американском Copyright Office (рекомендуется, если планируете публиковаться в США) или в любом стороннем депозитарии.

Есть и неочевидный способ - "poor man's copyright": в 19 веке писатели сами себе отправляли по почте произведения и не вскрывали конверт до суда. Почтовый штамп с датой подтверждал дату создания произведения.
Этот способ можно использовать и сейчас, если вы рисуете на бумаге. Ответственность нарушителя зависит от законов страны, в которой
вы обращаетесь в суд.

В нашей стране художник может потребовать:
— возмещения убытков (придется доказывать их размер)
— компенсацию от 10 тыс. руб. до 5 млн по усмотрению суда
— двойную стоимость контрафакта или лицензии, которую которую нарушитель должен был бы получить.
Вопросы и ответы
Артур:
Добрый день. Можете дать разъяснение пункту 2 статьи 1255 ГК. Вопрос про исключительное право на произведение, право авторства и право автора на имя. В рекламных кампаниях авторство не указывается. И права часто передаются клиентам. Может ли автор его передавать? И есть ли судебные дела в РФ, где автор оспаривает это.

P&Co:
Нет, передать право на имя и авторство нельзя. Вы можете дать согласие на использование произведения без указания вас как автора, и можете его отозвать. Если вы согласились на использование своего произведения в рекламной кампании и не договорились, что ваше имя как автора должно быть указано, то в России вряд ли получится взыскать что-то с заказчика за то, что он не указал ваше имя на каждом экземпляре. Однако если вы работали для рекламной кампании среди других иллюстраторов, и заказчик перечислил всех , а вас забыл, то это уже нарушение, и ваши шансы в суде высокие.
Но судиться — долго и дорого, и такие споры лучше решать до суда.
Svetalugreen:
Какова схема действий, если, например, в интернете обнаружился сайт, который продает обои/чехлы для телефонов и т. п. с твоими иллюстрациями. А на просьбу удалить товары никак не реагирует.

P&Co:
Сходите к нотариусу и заверьте страницы сайта с вашими иллюстрациями. Поищите на сайте, кто продает: может быть, там есть оферта или платежные реквизиты нарушителя. Обратитесь в Мосгорсуд, а потом — в Роскомнадзор. Порядок действий есть тут.
Подавайте иск в суд по месту нахождения ответчика и требуйте компенсации. Если ответчик не в России, то судиться будет сложновато, поэтому надеюсь, что вы решите проблему мирно.
В законодательстве большинства стран запрещена реклама контрафактных товаров, поэтому если вы заметите рекламу своих товаров, то обращайтесь в рекламные подразделения Яндекса, fb и Google. И никто не отменял шумиху! Это действует, особенно если нарушителю дорога репутация (история с H&M).
Как не нарушать чужие права?
Исключение из запретов –
так называемый fair use.
Все те права, о которых мы писали в предыдущем посте, возникают в отношении иллюстрации, но не в отношении методов, приемов или стилистики. Это значит, что рисовать в стилистике другого автора можно.
Пример – спор между Фаигом Ахмедом и Topshop:
несмотря на все возмущение публики, художник не прав.

Главное – не использовать референсы для копирования.
Это же относится и к композиции: можно повторить композиционные приемы, но перерисовать иллюстрацию в своей технике –
это уже переработка и нарушение прав автора.

Исключение из запретов – так называемый fair use:
– цитирование
– иллюстрирование образовательных изданий, видео и т.д.
– пародии и карикатуры
– воспроизведение иллюстрации в новостных видео и фото, если иллюстрация была увидена в ходе инфоповода.

В этих случаях можно использовать чужие произведения. При этом объем использования должен быть оправдан целью, указаны автор и источник.
Вопросы и ответы
Екатерина:
Здравствуйте! Вопрос вот какой. Если я собираю иллюстрацию из разных референсов, то может ли автор одного из них меня наказать? В каком случае да или нет? Как уберечься, кроме того, чтобы использовать свои референсы :)))

P&Co:
Используйте референсы аккуратно, не допуская копирования даже части изображений.


Анна:
Здравствуйте Если я хочу печатать свои принты на футболках
и продавать их, имею ли я право покупать футболки в магазинах масс-маркета, отрезать от них бирки, пришивать свои, печатать на них
и продавать как свои? И тот же вопрос по поводу одежды из секонд-хенда: могу ли я перепродавать её со своими принтами?

P&Co:
Да, вы можете так делать и с одеждой из масс-маркета, и из секонд-хенда.
Нина:
Вопрос такой: я увидела в чужих сторис/аккаунте фото и нарисовала его в своем стиле. Могу ли я далее публиковать эту работу, использовать для своего продвижения, продавать ее? Должна ли я запрашивать разрешения у автора фото? Какие права и каким образом здесь затронуты?

P&Co:
Такая иллюстрация - это переработка авторской фотографии, и для ее создания нужно разрешение автора фото. Если фотограф разрешил сделать иллюстрацию, то потом ее можно использовать без согласия фотографа.
Фотография: Photo by Paweł Czerwiński on Unsplash
Made on
Tilda