ИНДУСТРИЯ
Как существуют галереи графики в Японии: интервью с создателем галереи ondo Ацуси Икэда

Интервью и текст: Ксения Копалова
Ondo — галерея в Токио, где показывают и продают работы художников и иллюстраторов. Первое впечатление, которое возникает, когда заходишь в ondo, компактный деревянный домик с узкими лестницами и низкими потолками — «как уютно!» Это место совсем не похоже на галерейный «белый куб»: здесь не увидишь одиноких инсталляций и видеопроекций, у входа не встречает кураторский текст с выжимками из актуальной арт-критики. Стены здесь замощены рамками с оригиналами рисунков, возле них — столики, на которых могут располагаться керамика, текстиль, посуда, книги или открытки, сделанные художниками. В глубине — уголок с работами с текущей и предыдущих выставок, которые можно купить. Сотрудница галереи, вставая из-за стола, удовольствием рассказывает о выставке и о месте, и я узнаю, что помимо выставочного пространства ondo предоставляет выставляющимся художникам, приезжающим из других городов, место для ночлега на время выставки, так что в соседнем помещении — жилое пространство.
Галерея ondo в Токио. Фотография предоставлена основателем галереи Ацуси Икэда
В целом складывается ощущение то ли домашнего кафе, то ли похода в гости. А компактность работ, значительный упор на интерьерность и их жизнеспособность в обычном японском доме, а также то, что значительная часть авторов — иллюстраторы, заставляла меня думать о месте как об «иллюстраторской галерее» (что в итоге оказалось не вполне так) и задаваться вопросом о том, как возможны такие места, и почему мест такого формата фактически нет в России? Как они появляются, за счет чего существуют? В попытках разобраться я начала с поиска интервью с организатором пространства и графдизайнером Ацуси Икэда.
Галерея ondo в Токио. Фотография предоставлена основателем галереи Ацуси Икэда
В одном из интервью он отмечал, что «галерея» в обычном понимании — место для широкой публики не очень приветливое, и для человека без художественной подготовки оно явно не в списке тех, куда можно заглянуть «просто так». Поэтому одной из его задач было создать пространство, которое бы делало работы художников более доступными и органично вписывало их в повседневную жизнь человека. Будучи основателем студии графического дизайна из Осаки G_GRAPHICS, он часто работал с иллюстраторами и художниками, и в какой-то момент понял, что хочется сделать так, чтобы их работы узнало больше людей вокруг. Поэтому в 2013 году в Осаке открылся смежный с G_GRAPHICS бизнес — галерея ondo, а в 2017 она открылась и в Токио. Сегодня функционирует только отделение в Токио, в Осаке ondo закрылись в этом году: отчасти, из-за пандемии, отчасти — из-за того, что столичная история больше оправдывает себя экономически, отчасти — из-за того, что, по словам Ацуси Икэда, в Кансае история не получила резонанса, на который надеялись организаторы. Изначально, как он отмечает всё в том же интервью, целью было сделать работы иллюстраторов видимыми за пределами их же круга, но в Осаке история в значительной мере оставалась локальной. Поэтому они и решили организовать базу в Токио, поскольку большая часть заказов на графику приходит именно оттуда. Но чтобы организовать выставку в Токио, художнику из другого города нужно туда приехать и на что-то там жить, а это недешево. Поэтому создатели ondo, будучи сами выходцами из Осаки, дополнительно к выставочному сделали еще и жилое пространство. При этом художник за него отдельно ничего не платит, так же, как и за аренду выставочного пространства: галерея функционирует за счет выручки с продаж работ, которую они делят с художником.

Всё это звучало, как невозможный альтруизм и что-то невероятное, поэтому в попытке что-то понять о таких местах, я решилась обратиться с вопросами к основателю ondo и G_GRAPHICS Ацуси Икэда.

Галерея ondo в Токио во время выставки художницы Аска Курамоти. Фотография предоставлена Ацуси Икэда
Существует ли в Японии какая-то господдержка для галерей, которые занимаются иллюстрацией? Или это независимый частный бизнес?
Здесь это частный бизнес. Мы в своей деятельности не выделяем «иллюстрацию» в какую-то отдельную категорию и не думаем о себе как о «галерее иллюстрации». Это скорее галерея, которая с помощью выставок и не только продвигает креативную индустрию и рассказывает о её радостях. В каком-то смысле это близко к медиа-проекту.
Ondo — это независимый от G_GRAPHICS проект? Или это скорее часть деятельности дизайн-студии?
Я думаю об ondo как о независимом проекте. Мы делаем выставки в галерее, издаем каталоги работ, занимаемся производством и продажей авторских товаров, организуем события.

В последнее время стали налаживать сотрудничество между клиентами G_GRAPHICS и независимыми художниками, с которыми мы работаем в студии, — думаю, это наша главная заслуга.

Как бы вы сказали, чем ondo отличается от галереи современного искусства?
В ondo мы в первую очередь думаем о конечном пользователе, обычном человеке. И в том, что касается работ, которые мы считаем классными, и в наших товарах, и в сборниках репродукций, нам интересно передавать позитивный опыт ивентов, вдохновлять и мягко встраивать то, что мы делаем, в повседневную жизнь людей.

Расскажите, как курируются выставки: вы предлагаете автору идею, наоборот, или как-то еще?
С каждым автором это по-разному, но, как правило, мы решаем это сообща, совместно с художником. Чаще с предложениями выступаем мы сами, но иногда и художники предлагают свое видение выставки.
Витрина в галерее ondo в Токио во время выставки художницы Кана Хасимото. Фотография предоставлена Ацуси Икэда
Как бы вы описали роль, которую выполняет ondo во взаимодействии зрителя и автора?
Так как мы ориентируемся на неподготовленную аудиторию, то для нас при подготовке выставке в приоритете оказываются понятность и доступность того, что мы показываем, зрителю. И в соцсетях, и в самой галерее мы максимально ясно пытаемся рассказать о достоинствах той или работы или художника.
Мы особо не разделяем «иллюстраторов» и «художников» и стремимся просто представлять те работы и авторов, которых считаем хорошими, относясь к ним одинаково.
Как пандемия повлияла на вашу деятельность?
Когда из-за коронавируса мы не могли вести деятельность, мы собрались со всеми сотрудниками и обсудили, как дальше быть. В итоге, когда спустя 5 месяцев галерея снова открылась, у нас вышло несколько видео о наших выставках [например, видео внизу — с выставки художницы Юка Миядзима, прим. ред.] и было несколько запущенных виртуальных выставок в Instagram Live. В общем, мы думали, как можно сделать так, чтобы люди по-прежнему могли насладиться всякими событиями, не приходя в галерею.

Онлайн-выставка — тоже выставка. И люди, которые смотрят её — тоже наши посетители.

В итоге наши выставки видели не только в Токио, но и в других городах, и из самых разных уголков страны теперь нам приходят запросы. Будет здорово, если о нас узнают и в России.
Кто и как чаще всего покупают работы в ondo?
Работы покупают и обычные люди, и дизайнеры, и сами художники. Берут в основном для себя. Чаще покупка происходит на месте, в галерее, но в последнее время и количество продаж онлайн стало расти.
Что объединяет художников и иллюстраторов, которые выставляются в ondo? Работаете ли вы с авторами, которых не знаете лично?
Мы особо не разделяем «иллюстраторов» и «художников» и стремимся просто представлять те работы и авторов, которых считаем хорошими, относясь к ним одинаково. Кроме того, у нас есть важная для нас идея, что искусство всегда присутствует в жизни, и нам бы хотелось эту идею донести.

Отчасти поэтому наши выставки больше рождаются из повседневного общения со знакомыми авторами: мы не так часто работаем с совсем новыми для нас людьми.
Вы работаете со многими авторами. Можете ли вы отметить какие-то закономерности или тренды в работах?
Есть, конечно, такая штука, как «тренды», но мы стараемся особо не поддаваться веяниям моды и в основном определяем, что показывать, просто исходя из какого-то базового представления о прекрасном.
Выставка Коскэ Адзиро в Осакском ondo (сейчас закрыт), 2019 год. Фотография: Ксения Копалова
В галерейном деле очень важно, чтобы люди видели оригиналы работ своими глазами. Но в последнее время все больше разных проектов делается онлайн. Какие у вас планы на этот счет?
Конечно, увидеть оригинал очень важно, чтобы почувствовать работу. Но упорствовать в этом отношении тоже не стоит, поскольку это сужает аудиторию и доступные каналы коммуникации, а для нас важен контакт с покупателями.

В ondo было несколько онлайн-проектов, с упомянутыми уже видео [внизу: видео с выставки Сюндзи Харада, прим. ред.] и выставками в Instagram Live. Мы всегда думаем, как еще можно мягко расширять нашу аудиторию.
Расскажите о своих планах на будущее?
Хотелось бы постепенно масштабировать наши проекты — и выставки, и продажу товаров — на всю страну. Хотелось бы делиться нашими представлениями о том, что ценно, и находить единомышленников.

Но в следующем году, думаю, оффлайн провести тоже особо ничего не получится, так что думаем, как всё это делать онлайн, без того, чтобы непрерывно наращивать аудиторию.

Отчасти поэтому наши выставки больше рождаются из повседневного общения со знакомыми авторами: мы не так часто работаем с совсем новыми для нас людьми.
Made on
Tilda