КОНТЕКСТ
Найджел Пик (Nigel Peake): книга In the Wilds
Ксения Копалова
8 Марта 2020
«Я вырос в месте, о котором обычно говорят:
«у черта на рогах». Для меня эта фраза – комплимент, хотя, уверен, в таком ключе
её произносят нечасто. Открытые пространства
и природа долгие годы были единственным,
что было мне знакомо.»
С этих слов Найджел Пик начинает свою работу In the wilds – сборник графической поэзии, посвященной загородному ландшафту. Из каких графических и литературных элементов складывается эта поэзия?

Негативное пространство
Формально книга состоит из внимательных, даже дотошных, зарисовок скудной и ненасыщенной, глубоко провинциальной среды, знакомой художнику с рождения. Паллеты, собранные в башню на чьем-то дворе, разнообразие заборов и оград, аккуратный подсчет черепичных фрагментов крыши, убранное поле, разложенное на ритмы линий. И много, много воздуха.
Воздух, изложенный в виде пустот листа, – пожалуй, один из ключевых элементов книги. Эти пустоты – не только скудость впечатлений
и разнообразия сельской жизни, но и ее тишина, это простор и ветер,
прохлада пасмурного дня, это километры полей и троп, на которых часами можно никого не встретить.

Негативное пространство в книге Пика – не только чисто пластический,
но и смыслообразующий элемент. Речь не о том, что контрформа складывается в дополнительное изображение (классический пример, который приходит тут в голову – Нома Бар), а о том, что пустота – сущностный элемент, «несущая конструкция» изображенного места. Без неё невозможно место, которое находится «у черта на рогах».
Фотон
У Пика есть вторая книга в этой же серии – In The City, где он рассказывает о контрастном по отношению
к глубинке визуальном опыте жизни в городе.
И в этой книге видно, что город – это про плотность, насыщенность среды, которая передается в том числе через отсутствие пустот. Да, белое есть, но оно выполняет другую функцию: здесь оно, в отличие от примера выше, дробит форму, затрудняет её считывание. Просветы между домами есть, но белое и цвет распределены так, чтобы формы домов как объемы считывались хуже,
и приближались к плоскому паттерну.

Разворот из книги In the city
Автор: Nigel Peake
Этот прием дробления формы делает фигуративные изначально вещи Пика почти абстрактными, и неудивительно, что на манер интерьерной абстрактной живописи его работы становятся атрибутом городской жизни класса люкс
в виде принтов на платках и сумках Hermès.
Платок On a Summer Day для Hermès Автор: Nigel Peake
Фактура и тактильность
In the wilds впечатляет и разнообразием и изяществом фактур, проступающих из пустот листа: самые заурядные фрагменты сельской повседневности образуют орнаменты, которые в своей сложносочиненности становятся почти осязаемыми. Ограды и проволока – как набор тканей.
Здесь и грубая мешковина, и прохудившаяся шерсть, и тонкий лён,
и незамысловатый хлопок, и отдельные нити шёлка.

Работа с выставки
«Эскиз фасада»
Лизы Ольшанской
Развороты напоминают текстильный коллаж и вышивку – и тем, как предметы стежками проступают из белого, и тем, как на передний план выходит разнообразие фактур как таковое, и тем, как архитектура раскладывается на чисто пластические элементы, очищаясь от содержательной составляющей. Точно так же в недавней выставке Лизы Ольшанской «Эскиз фасада» временная архитектура строек раскладывалась на фактуры и ритмы.
Литературные оценочные определения местности, будь то «провинциальная дыра» или столичные «пробки–стройка–грязь» перестают иметь значение, поскольку пластическая красота существует независимо от красоты литературной. Это сродни ранним детским ощущениям, в которых, исследуя окружающий мир на ощупь и впитывая его разнообразие, мы не проводим различий между «бякой» и «не-бякой».

Важна тактильная выразительность как таковая: то, как мягкое сменяется жестким, угловатое – округлым, а шершавое – гладким. В этом смысле Пик – исследователь: хоть для него и существует взрослое литературное измерение изображения, оно не отменяет возможности наслаждаться чистой пластикой.

Фотон
Ритм
In the wilds – это своеобразный «симулятор ходьбы» в формате книги.
В любой книге физическое взаимодействие, выраженное переворачиванием страниц, в большей или меньшей степени структурирует опыт чтения
и определяет его ритм. В работе Пика это ритмизированное физическое взаимодействие в сочетании с выбранной темой становится шагами зрителя, километрами преодолеваемой местности. На этом пути ничего не происходит: ни сражений, ни головоломок, ни таинственных встреч – словом, никакой «истории». Но мы продолжаем ходить по этой местности, потому что сам процесс её исследования погружает в себя настолько,
что никакая история и никакие персонажи уже не нужны.
Атмосфера сама по себе выходит на первый план: медленное солнце, полиэтиленовый шелест теплиц и мешков с сеном, ветер, поскрипывающий
в старых деревянных досках, шорох травы, звук собственных шагов.

Эти атмосферные детали при этом почти до сухости системны и структурированны. Так, например, есть разворот, который фиксирует пение местных птиц в виде своеобразных «спектрограмм».
В какой-то мере они основаны на настоящих спектрограммах голосов птиц,
но в контексте данной книги важнее, что эта запись становится частью графического ритма всей среды, что передается через перекличку орнаментов – крыш, полей, трав, и – пения птиц. Графический ритм – уже не ритм шагов/перелистывания – визуально связывает пение птиц и ритмы борозд на полях, все превращая в музыкально–визуальный опыт. В этом смысле следующий разворот, где Пик показывает уже не карту местности, а карту опыта, с ней связанного (подписи к пятнам – «места, где собираются птицы», «зеленая крыша амбара», «поле с двумя лошадьми»), становится чем-то вроде партитуры, где целые пласты человеческого опыта описаны цветомузыкой
и сопровождаются стихотворным текстом.
Made on
Tilda