ПРАКТИКА
NFT и иллюстрация:
что нужно знать
Вместе с Bang! Bang!, Иваном Соляевым и Егором Голополосовым рассказываем о новом рынке

Работа на обложке: Егор Голополосов
Этой весной об NFT, криптоискусстве и миллионах, отданных за простенькую гифку, услышали даже последние технофобы и ретрограды. Совместно с агентством Bang! Bang!, художниками Иваном Соляевым и Егором Голополосовым рассказываем, что это за технология, как ею пользоваться иллюстраторам, и что при этом стоит учитывать.
NFT — что это вообще такое?

Для того, чтобы понять, в чем смысл NFT, нужна небольшая справка. Блокчейн – это цепочка блоков с зашифрованной информацией, которая построена таким образом, что ее нельзя взломать или исправить что-то внутри. Частями блокчейна, помимо уже известной криптовалюты, являются токены. Их существует несколько разновидностей, нас интересует именно та, которая является невзаимозаменяемой, то есть уникальной, – NFT (Non-fungible token). Токены можно сравнить с табелями или жетонами, в которых прописаны авторство и принадлежность.

Блокчейн является фундаментально децентрализованной системой: нет какого-то центрального офиса некой гигантской корпорации в Калифорнии, которая руководит всем. Поэтому для многих людей, в том числе для художников, работа с этой системой привлекательна в своей идее и ассоциируется с пересмотром многих устоявшихся экономических и культурно-политических моделей.

Автор: Иван Соляев
Зачем NFT иллюстратору?

Для иллюстраторов, которые создают свои работы в digital-пространстве, NFT – это возможность получить больше узнаваемости и выйти на новый рынок, где есть криптоколлекционеры, которые готовы вкладывать средства в современное искусство. Технология NFT позволяет художникам без проблем доказать свое авторство и получать проценты от перепродаж. Это, кстати, самая классная часть рынка криптоарта: здесь есть условия для вторичной продажи. Популярность NFT началась именно с перепродаж, как это было в случае с CryptoPunks. 10 тысяч аватаров изначально раздавались бесплатно, достаточно было завести криптокошелек, а также претендовать на одну из работ. Когда все аватары обзавелись владельцами, начались перепродажи. Если изначально картинку продавали за доллар, то в дальнейшем цена выросла до 3 тысяч долларов за один объект.
Каковы сложности
работы с NFT?


Рынок криптоарта достаточно рискованный и не сказать, что стабильный. Кроме того, он требует вложений на первых порах: комиссий за снятие денег с криптокошельков и за создание токена с работой. Другой важный аспект, который нужно учитывать при входе на этот рынок – отсутствие законодательной базы, на которую можно опираться за пределами криптомира. Вопрос перехода каких-либо прав с точки зрения закона пока никак не урегулирован: то есть уникальность работы подтверждается на этом рынке исключительно технологическими, но не юридическими средствами.

Многих также смущает вопрос получения вознаграждения, так как платить криптовалютой в России пока что нельзя. Поэтому в России к работе с криптоартом пока можно относиться как к рискованному инвестированию, то есть оставлять часть средств в кошельке и наблюдать, как меняется в цене Ethereum.

Автор: Иван Соляев
Как начать работу и стоит ли?

Чтобы стать участником NFT-рынка, первым делом нужно завести Ethereum-кошелек и пополнить его, а после токенизировать свою работу на маркетплейсе, который занимается продажей криптоискусства, например, OpenSea или Rarible. Но, учитывая количество художников, которые открыли для себя новую площадку, есть огромный риск дебютировать незамеченным. Поэтому нужно закладывать время и средства для промокампаний, то есть искать информационную поддержку у иллюстраторского комьюнити. Еще лучше, если у вас уже имеется сформированный круг почитателей, которые поддержат первые проекты. Собственно токенизировать работу абсолютно несложно, это в большей степени техническая задача, а вот с продажами предстоит потрудиться, они в значительной мере зависят от вашей популярности, поэтому в этом отношении работа не проще, чем на традиционном рынке.

Егор Голополосов об NFT:

«NFT, по сути, является диджитал-аналогом физического арт-рынка. В мире искусства не всегда решает техническая составляющая произведения, зачастую арт – это высказывание, история, перфоманс. Цена искусства зависит от множества факторов. Криптоарт – относительно новый рынок с формирующимися правилами и молодым комьюнити. Иллюстраторы на этом рынке – новички, и им есть, что показать! Но концептуально понимание того, что такое художественная работа, не изменилось: тот же медиа-арт существовал задолго до NFT.

На рынке NFT продается всё, в той или иной степени. Многое зависит напрямую от коллекционеров и от их интереса. К тому же площадки отличаются по ориентирам: где-то можно найти безумно прекрасный арт, а где-то проекты, созданные «по приколу». Но как показывает история и рынок, отлично заходят коллекции. Создайте свою авторскую коллекцию, своего персонажа, и – в бой! Я сейчас как раз готовлю коллекцию.

Сам факт того, что мемы и комменты можно монетизировать, не является чем-то новым. У контента всегда есть автор, только теперь этот автор может закрепить уникальность своей работы с помощью блокчейн-технологий. Производство всё ещё напрямую зависит от фантазии и навыков контент-мейкеров.

Точно можно сказать, что NFT – это новый этап в жизни арт-рынка. Он позволяет иллюстраторам превратиться в художников и немного отойти от заказных коммерческих проектов. Благодаря цифровому пространству, иллюстрация вышла из своих традиционных форм»
В чем отличия от привычных схем продажи?

Еще один вопрос, связанный с NFT – вопрос о том, что же, собственно, продается на рынке криптоарта, если те же мемы и комментарии общедоступны, а картинку или видео с Rarible или OpenSea может сохранить на свой девайс любой желающий?
Во-первых, такой вопрос продиктован ошибочным представлением о том, что если скачать иллюстрацию, то вы становитесь ее владельцем. Загружая картинку на свой девайс, права на неё не переходят к вам. Во-вторых, в том, что касается искусства, уникальность на NFT-рынке не так уж и отлична от уникальности на традиционном рынке: в физическом мире есть оригинал картины, который хранится в музее, а есть реплики, который может позволить, или даже создать, каждый. В криптоарте токен гарантирует, что вся информация об авторстве и владении записана в цепи блокчейна, и эта запись отличает первоисточник от копии. Принципиальные изменения NFT вносит скорее в жизнь комментариев (например, на Youtube, где один комментарий может создать целый тренд), твитов, скриншотов и других цифровых объектов, которые раньше не продавались в качестве самостоятельных товаров, нежели в жизнь иллюстрации – по крайней мере, пока. Комментарии, разумеется, могли быть написаны за деньги, но уже опубликованный комментарий, набравший, например, тысячу лайков, ранее не становился объектом продажи. NFT, по сути, коммодифицирует многие эфемерные явления цифровой среды, и у одних это вызывает горячий энтузиазм, а других – антикапиталистический протест и опасения касательно новых возможностей контроля над этой средой.

Что хорошо продаётся?

В целом, статичное искусство при прочих равных сложнее продается в виде криптоарта: существенно большим особым успехом пользуются анимация, гифки, видеоработы. Но это не значит, что более привычные форматы, вроде статичной иллюстрации, теряют свою значимость или становятся менее востребованными среди коллекционеров. Как уже было сказано, многое зависит от популярности автора, а, во-вторых, целевая аудитория у разных продуктов будет отличаться: за мемами приходят одни коллекционеры, за авторской иллюстрацией – другие. Кроме того, когда весенний ажиотаж схлынул, в целом подход к арту стал требовательнее: люди уже не готовы покупать всё подряд и больше обращают внимания на качество. Больше внимания привлекают серийные работы, в которых есть история и некий посыл. Кроме того, очень важно выстраивать коммуникацию с аудиторией, поэтому, вопреки расхожему мнению, для иллюстратора и художника криптоарт – игра вдолгую.

Автор: Егор Голополосов
Что хорошо перепродаётся?

Как мы уже писали в начале статьи, одна из важных особенностей рынка криптоарта – возможность перепродажи и получения процента с неё. Возможно, именно благодаря взлетевшим до небес ценам на тех же криптопанков у одних возникло ощущение, что продажа работ с помощью NFT обещает золотые горы, а у других – чувство, что здесь кроется подвох, и уверенность в том, что этот мыльный пузырь скоро лопнет. В действительности, несмотря на то, что вторичный рынок криптоарта растет, тот самый сумасшедший рост цен при перепродажах наблюдается в подавляющем большинстве случаев только у тех авторов, которые уже являются знаменитостями, а для большинства художников цена при перепродаже едва превышает начальную. Шанс, что неизвестная работа вдруг начнет активно перепродаваться, примерно таков же, каков шанс, что неизвестный рисунок станет мемом. Поэтому у ряда художников этот рынок вызывает сомнения как система, поощряющая только тех, кто и так обладает медийным ресурсом. Тем не менее, эта система постепенно стабилизируется и есть вероятность, что с притоком новых авторов ситуация выровняется и разрыв между теми, кто заработал на этом рынке миллионы, и теми, кто просто потерял деньги, заплатив за вход и ничего не продав, сократится.

Иван Соляев об NFT:

«Стоит понимать, что NFT – это технология, которая может наделить любой цифровой объект уникальным id в блокчейн-сети, то есть, если мы говорим о рынке NFT, то речь необязательно идет про искусство. Платформ для продажи на первых ступенях развития было мало, там был и арт, и коллекционки, и просто какие-то артефакты. Изначальные площадки можно описать как пространство, в котором на полке может лежать оригинал Френсиса Бэкона, а рядом коллекционная фигурка Микки Мауса и какие-то фантики. По крайней мере, так было вначале, сейчас платформы уже более-менее упорядоченно себя чувствуют. Если хочется отыскать потенциально интересные коллекционки, то отправляюсь на Rarible или OpenSea, если хочу посмотреть арт, то иду на Foundation, Superrare и им подобные галереи. Для андеграунда и неожиданных находок есть hicetnunc.xyz.

Говоря о мастерстве, которое ценно на маркетплейсах, то это умение коммуницировать с аудиторией. У кого-то просто огромная аудитория в соцсетях или знаменитые мемы в портфолио. Разных авторов покупают по совершенно разным причинам, и я не вижу в этом тенденции к некому обобщению. Просто площадки, на которых это происходило, не сфокусировались на определенных свойствах, а позволяли производить операции с NFT всем желающим.

Среда NFT абсолютно неоднородна. В разных контекстах и условиях можно продавать все, что угодно. Но если мы говорим про арт, то там действуют, как мне кажется, абсолютно те же правила, что и на рынке искусства. Ваша узнаваемость важна.

Думаю, что в будущем мы придем к авторскому праву, созданному для NFT, и все авторские отчисления за использование будут происходить через смарт-контракты. Среда станет прозрачнее, понятнее, и путь до заказчика будет безопаснее. Также думаю, что развитие AR, VR и просто дополнительного слоя реальности в виде цифровой среды вокруг нас создаст огромный рынок цифровой собственности, в который будут включены как иллюстрация, так и любой контент необходимый для того, чтобы эта самая цифровая среда стала интереснее и комфортнее»
Что еще важно знать?

Это отнюдь не очевидно с первого знакомства с криптоартом, но этот рынок уже оказывает значительное влияние на вещи, далеко выходящие за пределы вопросов искусства и его экономики. Так, например, неоднократно публиковались статьи (например, в TIME и Forbes) о том, что поддержание рынка, на котором функционирует криптовалюта Ethereum, проблематично с точки зрения экологии. Почему?
Для художника и иллюстратора процесс входа на рынок (токенизации своей работы) выглядит как оплата некой онлайн-услуги, что-то невесомое и существующее лишь в информационном поле. На деле же, чтобы получить токен, человек платит майнеру с его гигантскими майнинг-фермами, поддерживающие блокчейн и использующие энергию ископаемого топлива. При этом, как показало исследование, проведенное еще в 2018 году, криптомайнинг в случае таких криптовалют, как Ethereum, Bitcoin, Litecoin и Monero требует большего количества энергии, чем добыча золота, меди и платины для производства той же рыночной стоимости. Ресурсы и технологические мощности, стоящие за этим рынком в целом, остаются скрытыми от глаз, а децентрализация делает его регуляцию крайне затруднительной. Эта децентрализация и независимость от традиционной банковской системы и официального регулирования делает рынок привлекательным для многих художников по идеологическим соображениям, но экологические последствия его функционирования заставляют задумываться о том, насколько этична его работа и участие в ней.

Материал подготовлен совместно с агентством Bang! Bang!
Made on
Tilda