Авторы
Надя Плямко
Надя Плямко, известная многим по никнейму Cirrus Minor – создатель бесчисленного количества визуальных миров, сочетающих в себе впечатления прошедших выходных с фантастическими видениями. Надя рассказала нам о магическом реализме в своих работах, о перерождении техник и о том, откуда приходят сюжеты. Включаем Pink Floyd и растворяемся!
«Мне хотелось бы, чтобы индустрия иллюстрации в будущем стала более личностно-ориентированной», – говорит Надя. То, что её сейчас действительно занимает – диапазон форм, через которые можно рассказать сюжет, и соответствие инструмента поставленной задаче. Идея художницы в том, чтобы иллюстратор подбирал средства под задачу, не ограничиваясь плоскостью, и выполнял функции арт-директора. «Я верю в то, что шансов создать цельный продукт больше, если работать с иллюстратором как со взрослой личностью со своим мировоззрением, чем если распределять этапы работы между разными специалистами, относясь к ним как к детям и думая, что они способны хорошо выполнять только одну функцию. Наша работа не должна заключаться только в выборе образов для картинки, но и подбором нужного медиума. Но конечно, это зависит от сообщества иллюстраторов, захотим ли мы настолько все расти, так что это скорее утопическая фантазия. Она касается в первую очередь специалистов, которые не понимают своего статуса в индустрии, находясь на пересечении искусства и иллюстрации. Это жесткое разделение совсем не имело бы значения, если бы мир заказчиков чаще принимал описанную выше позицию».
Во время учёбы на курсе для художников в Институте проблем современного искусства Надя грезила объединением искусственного, автоматизированного 3D с аналоговым медиумом. Она пробовала совмещать напечатанные созданные в 3D объекты с акрилом, пастелью, карандашом, но результат не радовал. Так что Надя переключилась на цифровую графику, и так родилась серия о мифах народов мира. Художница говорит, что плоское здесь играло роль только декора, а контраст инструментов на уровне смыслов не сработал. «Сейчас понятно, что «желание порисовать» победило над осознанным подходом: были сюжеты, и неважно было, как они будут сделаны. Ну, хотя бы красиво вышло!» – улыбается Надя.
В серии «Воскрешение памяти» Надя при выборе средств отталкивалась от концепции. «Отличие от предыдущего случая – это еще и отсутствие нарративности, которая обычно заключает работу в клетку традиционного понимания термина «иллюстрация». Идея этой серии в единении противоположностей – жизни и смерти, здесь в форме ностальгии по детству и похорон. В этом случае инструмент синхронизировался со смыслом. Игрушки из моего детства, как нечто искусственное, как и 3D, искажены так же, как и наша память искажает эти вещи. Всё это на фоне архаики похорон, подчеркнутой "карандашностью"».
«И тут я вспоминаю, что я иллюстратор, и стоило бы заняться чем-то более приемлемым. По крайней мере тем, что повысило бы мои шансы на заработок. Узнав от одного издательства, что они бы реализовали метафорические карты, если бы я их нарисовала, я сразу загорелась идеей утвердиться в стиле объединения 2D и 3D-графики. Вызов был соблазнительный. В итоге за полтора месяца я нарисовала 42 картинки такого характера. Я собрала все свои модели, созданные ранее, в одном списке и по методу сюрреалистов создавала произвольные пары объектов, из которых с плоскими объектами нужно было собрать сюжет. Такой подход был выбран, чтобы зритель, рассматривающий карту, мог по-своему интерпретировать сюжет, проводя параллели со своей жизнью. В целом, эксперимент удался (несмотря на то, что издательство проигнорировало готовую колоду) – плоская и объёмная графика и вправду задали тон напряженного отношения измерений.»
После серии с картами Надя решила подчеркнуть в своих работах контраст плоского и объёмного еще сильнее: выучила Blender и занялась анимацией. Неуклюжая физика, ключевая, скелетная анимация с инверсной кинематикой натолкнули художницу на множество идей, связанных с пересказом реальности. «Здесь бабки – цветы мудрости. Потому что несправедливо, что «дети – цветы жизни». Старики это тоже цветы, и похожи они на детей часто. Бабки массово собирались у нас под окном, это и навело меня на идею сада из них.»
«Еще я как-то встретила на улице мертвого голубя, придавленного черствой буханкой, над которой, точно мухи, копошились воробьи. Мне показалось это замечательной готовой иллюстрацией торжества чревоугодия. От меня только требовалось сымитировать в анимации движение мух-воробьёв.»
Анимированная открытка для родителей и друзей на Пасху была собрана из идеи о золотом яичке из сказки, посыпки для кулича и колышущихся ветвей вишни и шашлыков. «Автоматизированный функционал для скелетной анимации подчеркнул затруднительность воскрешения Иисуса из нашего довольно языческого пасхального яйца. Это всё реальные вещи, и нужно просто их зарисовать, додумывать даже не надо», – говорит Надя.
Приобретенные навыки анимации Надя готова была начать применять в графике для онлайн-изданий – на это её вдохновил журнал WOS с летающими поверх текста гифками. Хоть эта графика и считается тяжёлой для сайтов, художницу вдохновляла идея того, что дополнительной секундой изображения можно значительно расширить свой визуальный комментарий к статье и погрузить читателя в смысл еще больше. Надя рассказала, как сделала несколько пробных иллюстраций для портфолио к статьям на Vice: «Эта картинка к тексту о том, как мужчина, проходящий через промежуточную фазу смены пола, был жестоко избит за то, что зашел в "не свой" туалет в парке. В этой гифке в момент дрожащего сердцебиения фигура превращается из мужской в женскую и обратно, чтобы показать, что человек не защищен от общества, находясь в "неопределенной" форме на таком этапе.»
«Сейчас я ищу, что же могло бы меня заставить вернуться к рисованию. И на данном этапе творчества для меня оптимальным компромиссом стало рисование детального эскиза с уже немного наработанной плавной линией и потом моделирование по этому эскизу. Таким образом мне удалось засунуть свою линию в объем. Результат меня настолько порадовал, что еще некоторое время буду этим способом пользоваться. На этой картинке я объединила уже сюжет с увиденными вещами на выходных и давно привычный сказочный тип графики, по которому за пару лет соскучилась.»
А вот здесь Надя использовала 3D-скан своей головы. Рыцарь в нарядной броне – метафора экзистенциального кризиса, который символически избавляет мир от головы – устаревшей картины мира, чтобы уступить место новой. «Я была рада показать в этой работе, как можно совместить разные техники 3D. Это чтобы обозначить, что можно комбинировать пластику эскиза с чем-то, что генерируется автоматически, строгую правильную топологию мешать с кривыми примитивами. Вариантов стиля уйма внутри этого инструмента. И можно далеко не ходить – не комбинировать акрил с 3D, потому что это не первостепенно, только если ты сам не наделишь инструмент особым смыслом».
Работая 10 лет дизайнером полиграфии в различных офисах, Надя иногда получала заказы на журнальную иллюстрацию и графику для музыкальных проектов от знакомых. Художница отмечает, что даже благодарна опыту «чернорабочего» дизайнера, который научил оперативности, ответственности и мобильности. Когда появилось ощущение, что этого достаточно, и что стало жалко потерянных лет, она ушла на фриланс в 2017-м. За это время она несколько раз получала в работу книжные обложки и заказы на техническую работу в духе «отрисовать огурец в векторе».

«Коммерциализация портфолио и регулярные письма в заграничные агентства погоды не сделала. Сейчас начала свой патреон, чтобы выкладывать процессы, раскраски и модели для 3D-печати. Мечтаю собрать там подписчиков, чтобы чувствовать себя нужной хотя бы там. Еще я верю в силу 3D как инструмента книжной графики, нужно только воспринимать эту технику как карандаш, а не как какие-то "нанотехнологии". На основе этого инструмента возможно такое же множество стилей, и я хочу это доказывать.»

В этом году Надя хочет оформить одно классическое произведение – она уверена, что ещё очень много литературы нуждается в свежести и ревизии в каждую новую эпоху. «Если бы у меня были деньги и предпринимательские способности, я бы организовала издательство иллюстрированной художественной литературы с AR. Опыт общения с книгой можно существенно расширить с помощью подвижных, оживших элементов. Сейчас такой подход актуален не только из-за того, что он просто возможен, но и из-за того, что дети сегодня часто предпочитают книге телефон – борьба средств смягчится, если устроить симбиоз между ними.»

«Я хочу быть смелым художником. Главная цель достаточно эгоистична – способность донести идею, чувство в незамутненном виде. Это большое счастье, если твои работы толкают на переживания и/или расширение опыта, потому что так можешь сделать чужую жизнь на каплю полнее, интереснее».

Непосредственно на работу Надю сподвигают только собственные идеи, а идеи, как она рассказывает, появляются из наблюдения за реальностью. «Я не часто общаюсь с другими или бываю на улице, поэтому большая часть моего внимания уходит на наблюдение из окна за утками, деревьями и людьми. Все, что вокруг меня, несет огромный потенциал для сюжетов. Так что ограничения во внешних впечатлениях сейчас работают на меня – чем меньше я вижу, тем больше шансов изучить объект наблюдения и получить удовольствие от каждой его детали».


В последнее время Надя всё больше возвращается к собственным интересам и делает только то, что по-настоящему «цепляет». Художница планирует закончить серию коротких анимаций с армией нечисти Ивана Купала и мечтает наконец взяться за масштабную коллаборацию, для которой сейчас делает свой первый лист раскраски и тестовую 3D-печать одной из своих моделей, чтобы запустить их в виде готовых к использованию файлов на Патреоне.
Автор текста: Злата Улитина
25 августа 2020
Made on
Tilda