Авторы
Маша Титова
Текст: Ксения Копалова
28 ноября 2022
Все изображения в материале предоставлены Машей Титовой
Маша Титова — художник-график и преподаватель из Москвы. Её недавняя печатная серия для пространства ГЭС-2 — это исследование пересечений музыки и графики: ритмических и пластических свойств обоих медиумов. Рассказываем подробнее о том, как графика может существовать в отрыве от литературы и создавать ритмический слепок пространства.
Маша Титова. 2022
Серия для музыкального проекта «Настройки-2».
Графика Маши Титовой сопровождает музыкальный проект «Настройки-2» в пространстве ГЭС-2: выставку звуковых инсталляций и серии концертов, созданных художниками и композиторами нескольких поколений. Их произведения вступают в диалог с архитектурой Ренцо Пьяно, порождая неожиданные, непривычные акустические ощущения и одновременно приглашая прислушаться к зданию «ГЭС-2».

Графика интерпретирует каждую из звуковых инсталляций, привязывая их к конкретному залу в здании, и собирает визуальный образ всего проекта. Например, одна из работ (первая в галерее выше) посвящена звуковой инсталляции Эдуарда Артемьева, размещенной в актовом зале «ГЭС-2», который выходит окнами на березовую рощу.

Серия из десяти работ включена в визуальную коммуникацию проекта, а три работы из серии переведены в фотоофорт и напечатаны небольшим тиражом в «Пиранези Lab»: их можно приобрести в магазине Дома культуры.
В качестве референса команда ГЭС-2 предложила Маше её же серию «Бетон» 2017-го года, в которой она, работая со вспененным пластиком ПВХ, исследовала плоское и трёхмерное, перекличку сфальцованной бумаги, картонной коробки и многоэтажки.

Для серии для «Настроек-2» художница выбирает высокую печать с пластика, а разное и сложное пространство «ГЭС-2» — ритмичное, широкое, узкое, тонкое, бетонное, легкое, полное воздуха и света — становится не столько стенами, полом, этажностью, сколько гулкостью пустоты, возможностью эха, звука и конкретной музыкальной композицией в пространстве.

Серия для «Настроек-2» — это тонкая работа с высокой печатью, точная и выверенная — со строго расчерченными листами пластика — с одной стороны, и учитывающая непредсказуемость ручной печати — шумы и ошибки, неравномерность накатки краски — с другой. Такая работа требует массы экспериментов с материалом: тактильное ощущение пространства не рождается из концептуального осмысления, и концепция проекта как пластико-ритмического освоения пространства поддерживается логикой процесса поиска: он целиком опирается на эксперимент, пробы и почти интуитивное, бессловесное взаимодействие с материалом.
Маша Титова. 2022
Эскизы к серии для музыкального проекта «Настройки-2».
Самое азартное в работе для меня — выдумать метод, по которому и сопротивляясь которому, я веду проект. Метод, выбранный для эскизов, часто становится основой ведения всего проекта, оттого я внимательно прислушиваюсь к нему.
Маша Титова
Сначала первые печатные листы черного со звонкими строчками пунктира, листы-подложки и случайные лоскутки бумаги с печатью Маша собрала, высушила и развесила дома, чтобы проследить и зафиксировать конкретную стадию проекта, пожить с ней и подумать. Затем нужно было придумать метод сборки этих лоскутов: выдумать принцип, по которому будет конструироваться серия из десяти работ. Часть сканов художница инвертировала, получив черные линии на шумном неровном светлом фоне. В цифровом коллаже из отсканированных листов она собрала серию, маневренно работая с фрагментами принтов, продуманным и случайным монтажом, добавила в конструктор простые векторные формы, плашки и лучи.
Маша Титова. Процесс печати
Проект Маши Титовой можно рассматривать и как графическую партитуру, представляющую собой двумерную проекцию аудиально-кинестетического опыта в архитектурном пространстве. Большое и малое, ритмы пустот и плотностей создают цельное полифоническое произведение, синестетически добавляющее дополнительный слой к ощущению места.

Печатная графика — это также и след, буквально: отпечаток архитектурного тела на листе бумаги. В этом смысле эта серия находит очень тесный, непосредственный контакт с пространством «ГЭС-2».
Маша Титова. Процесс печати
Обращаясь к чисто пластическим и ритмическим свойствам пространства и музыки, серия Маши Титовой, выполняя, казалось бы, вполне утилитарную задачу графического сопровождения проекта, оказывается в том числе важным высказыванием о роли графики как неподчиненной и неподвластной слову. Бессловесность в данном случае — это не обеззвученность и безмолвие, не лишенность голоса, но звучание, которое свободно от слова.
Маша Титова. 2022
Графическая серия «Настройки-2», фотоофорт
Made on
Tilda