ПРАКТИКА
Маркеты и деньги
Иллюстраторы и художники делятся своим опытом участия в маркетах

Фото на обложке:
Маркеты – один из значимых каналов продаж для многих иллюстраторов, которые работают не на заказ, а продавая уже готовые работы. С одной стороны, оплатить стол на маркете и за выходные продать целый набор работ может казаться делом менее энергоемким, чем наладить свой магазин на etsy, продавать работы поштучно через Инстаграм или ждать продаж через галерею. Но у маркетов есть свои особенности и ограничения в том, что касается политики ценообразования и специфики товаров, и эти ограничения редко проговариваются явно. Мы обсудили опыт участия в маркетах с несколькими авторами и попытались понять, в чем эти ограничения состоят.
Как формируется цена?
Полина Шутова:

Для того, чтобы понять, в чем смысл NFT, нужна небольшая справка. Блокчейн – это цепочка блоков с зашифрованной информацией, которая построена таким образом, что ее нельзя взломать или исправить что-то внутри. Частями блокчейна, помимо уже известной криптовалюты, являются токены. Их существует несколько разновидностей, нас интересует именно та, которая является невзаимозаменяемой, то есть уникальной, – NFT (Non-fungible token). Токены можно сравнить с табелями или жетонами, в которых прописаны авторство и принадлежность.

Блокчейн является фундаментально децентрализованной системой: нет какого-то центрального офиса некой гигантской корпорации в Калифорнии, которая руководит всем. Поэтому для многих людей, в том числе для художников, работа с этой системой привлекательна в своей идее и ассоциируется с пересмотром многих устоявшихся экономических и культурно-политических моделей.

Автор: Иван Соляев

Автор: Иван Соляев
Анна Рыжова:

У меня есть любимейшая серия литографий, каждую из которых я не могу оценить в сумму меньше, чем 10 тыс рублей. Работы довольно большого размера, около А2. Чтобы принести их на тот же маркет, мне нужно, для начала, тащить с собой огромную папку. Зная, что скорее всего я унесу их обратно в том же составе — не потому, что это плохие работы.

Средний посетитель маркета не рассчитывает потратить такую, хоть и небольшую по критериям качества работы, сумму.

Люди в основном покупают что-то мелкое и недорогое — открытки, пины, наклейки. Другие могут купить керамическую тарелку или чашку, сумку с принтом — что-то, что можно использовать. Дальше уже можно заняться покупкой одежды, и, в случае той же Ламбады, интерес посетителя явно не на стороне художников. В целом, всё закономерно: пирамида потребностей предполагает в первую очередь разобраться с комфортом тела.

Пока что у нас всё тяжело, и чашка в этой схеме куда более полезна, чем литография. А ещё полезнее чашка кофе. Поэтому, когда я каждый раз воплю про стоимость работ в сравнении с чашкой кофе и Макдональдсом, на деле это конечно работает не так: и кофе, и Макдональдс закрывают потребности, которые ни подписка на Патреон, ни покупка скетча закрыть не в состоянии.
Какие работы продаются плохо?

Автор: Анна Рыжова
Анна Рыжова:

Зная всё это, я не понесу свои литографии на маркет. Не говоря уже о живописи, это вообще не формат. Всё это надо реализовывать иначе, но это отдельный разговор, на который сейчас не буду отвлекаться. Поэтому постепенно я перешла с холстов маслом на холсты акрилом, потом на тиражную графику, на скетчи на бумаге, а теперь и на диджитал. Я скучаю по живописи и большим форматам, но пока что так. Одна моя знакомая художница как-то выразила свою зависть к тому, что мне гораздо удобнее в плане хранения — ведь папки с бумагой А3 занимают куда меньше места, чем ее холсты. Мне пришлось объяснять, что мой выбор материалов во многом определился не врожденной любовью к бумаге А3, а жизненными условиями.
Анна Цой:

Еще один вопрос, связанный с NFT – вопрос о том, что же, собственно, продается на рынке криптоарта, если те же мемы и комментарии общедоступны, а картинку или видео с Rarible или OpenSea может сохранить на свой девайс любой желающий?
Во-первых, такой вопрос продиктован ошибочным представлением о том, что если скачать иллюстрацию, то вы становитесь ее владельцем. Загружая картинку на свой девайс, права на неё не переходят к вам. Во-вторых, в том, что касается искусства, уникальность на NFT-рынке не так уж и отлична от уникальности на традиционном рынке: в физическом мире есть оригинал картины, который хранится в музее, а есть реплики, который может позволить, или даже создать, каждый. В криптоарте токен гарантирует, что вся информация об авторстве и владении записана в цепи блокчейна, и эта запись отличает первоисточник от копии. Принципиальные изменения NFT вносит скорее в жизнь комментариев (например, на Youtube, где один комментарий может создать целый тренд), твитов, скриншотов и других цифровых объектов, которые раньше не продавались в качестве самостоятельных товаров, нежели в жизнь иллюстрации – по крайней мере, пока. Комментарии, разумеется, могли быть написаны за деньги, но уже опубликованный комментарий, набравший, например, тысячу лайков, ранее не становился объектом продажи. NFT, по сути, коммодифицирует многие эфемерные явления цифровой среды, и у одних это вызывает горячий энтузиазм, а других – антикапиталистический протест и опасения касательно новых возможностей контроля над этой средой.
А что, если нижнюю планку цен установит маркет?

Полина Шутова:

В целом, статичное искусство при прочих равных сложнее продается в виде криптоарта: существенно большим особым успехом пользуются анимация, гифки, видеоработы. Но это не значит, что более привычные форматы, вроде статичной иллюстрации, теряют свою значимость или становятся менее востребованными среди коллекционеров. Как уже было сказано, многое зависит от популярности автора, а, во-вторых, целевая аудитория у разных продуктов будет отличаться: за мемами приходят одни коллекционеры, за авторской иллюстрацией – другие. Кроме того, когда весенний ажиотаж схлынул, в целом подход к арту стал требовательнее: люди уже не готовы покупать всё подряд и больше обращают внимания на качество. Больше внимания привлекают серийные работы, в которых есть история и некий посыл. Кроме того, очень важно выстраивать коммуникацию с аудиторией, поэтому, вопреки расхожему мнению, для иллюстратора и художника криптоарт – игра вдолгую.

Автор: Егор Голополосов
Анна Цой:

Как мы уже писали в начале статьи, одна из важных особенностей рынка криптоарта – возможность перепродажи и получения процента с неё. Возможно, именно благодаря взлетевшим до небес ценам на тех же криптопанков у одних возникло ощущение, что продажа работ с помощью NFT обещает золотые горы, а у других – чувство, что здесь кроется подвох, и уверенность в том, что этот мыльный пузырь скоро лопнет. В действительности, несмотря на то, что вторичный рынок криптоарта растет, тот самый сумасшедший рост цен при перепродажах наблюдается в подавляющем большинстве случаев только у тех авторов, которые уже являются знаменитостями, а для большинства художников цена при перепродаже едва превышает начальную. Шанс, что неизвестная работа вдруг начнет активно перепродаваться, примерно таков же, каков шанс, что неизвестный рисунок станет мемом. Поэтому у ряда художников этот рынок вызывает сомнения как система, поощряющая только тех, кто и так обладает медийным ресурсом. Тем не менее, эта система постепенно стабилизируется и есть вероятность, что с притоком новых авторов ситуация выровняется и разрыв между теми, кто заработал на этом рынке миллионы, и теми, кто просто потерял деньги, заплатив за вход и ничего не продав, сократится.

Made on
Tilda