практика
Фантастический и опасный:
мир Лили де Беллон
Анна Рослякова
5 февраля 2019
Лили де Беллон (Lili des Bellons), художница из Франции, закончила университет компьютерной графики Supinfocom как диджитал режиссёр, после чего вернулась в иллюстрацию (а потом опять в анимацию, но об этом позже).

Беллон работает как коммерческий и журнальный иллюстра-тор, нисколько не изменяя себе. Но также успевает делать свои проекты; быстрее и полнее всего выкладывает их в инстаграм.

Что особенно ценно — уникальная выразительная пластика у неё есть давно; даже если бы она рисовала простым карандашом, её всегда можно было бы узнать по силуэтам фигур, одновременно строгим и текучим. Но она пробует
и пробует новые технические приёмы в отрисовке. Я за ней наблюдаю лет пять; от работ 2014 года цветными ручками она перешла к диджиталу и всё совершенствует и совершенствует подачу графики.

К 2016 году её графика стала гораздо экономнее, чище
и проще. Изменилась, конечно, не только подача, но и работа
с пространством, при всей плоскостности и условности изображения появилась глубина — за счёт расстановки объектов в «перспективе», направления и толщины линий.
Что ещё здорово работает в её графике, так это контрасты, и я имею в виду
не только цвет. Стилизация и упрощение, даже геометризация фигуры —
при этом её анатомичность (ниже я остановлюсь на этом подробнее); плоский, казалось бы, свет — но форма подчёркнута пластичными пятнами теней на сгибах формы; яркий весёлый цвет — и напряжённая атмосфера. Глаз за это цепляется, внимание зрителя надёжно захватывается, просто пролистнуть такую картинку в ленте он уже не может.
Рассмотрим ещё внимательнее пластику персонажей на примере портрета из серии Muro. С одной стороны, форма сильно упрощена — плечо и предплечье очень условные, почти чистая геометрия. Что это, экономия сил? Возможно,
и экономия тоже, и дело тут точно не в лени — художники из анимации часто рисуют по принципу «необходимо и достаточно», чтобы сделать как можно больше материала за ограниченное время. С другой стороны, чем проще незначимые детали, тем меньше они будут отвлекать от более важного.
Главное в этой работе — напряжение персонажа — показано через жест,
и именно сюда Беллон ведёт всё внимание зрителя.

Куда мы смотрим в первую очередь? На руку, конечно, затем на лицо и значок на плече. Рука и лицо выделены и тоном, но ещё больше внимания сосредота-чивается на них, потому что они более прорисованные. И если лицо ещё плосковато (особенно глаз в «египетском», фронтальном положении),
то рука при всей стилизации нарисована вполне натурально и объёмно, даже пальцы реалистично уходят в пер-спективу. Объём здесь достигается за счёт линий, которые плавно переходят в пятна теней и лепят форму. А ещё у лица
и кисти руки сосредоточены мелкие детали — тоже для того, чтобы взгляд зрителя оставался здесь подольше.
Личные проекты Лили де Беллон — серии работ без текста. Это всегда — создание фантастического, немного опасного, но очень красочного мира. Иногда работы существуют как самостоятельные картинки, но чаще это единый мир, показанный с разных ракурсов
и в разном приближении (учёба на режиссёра даром не прошла), в котором с героями происходят не вполне однозначно интерпретируемые истории: Беллон впускает зрителя в процесс как соавтора.

Постепенно рисовка становится легче и изящнее, простота перестаёт быть тождественной геометрии, персонажи начинают дышать и двигаться,
а не только предстоять. Да и пространства становятся живее и достовернее. Это не значит, что они принимают вид каких-то реальных, знакомых локаций; достоверность фантасти-ческого мира достигается за счёт реалистичного освещения и перспективы, каких-то привычных нам законов, в которых мы готовы видеть непривычное и верить ему.

Ощущение, что в это время Лили де Беллон становится тесно в рамках 8-12 картинок, и она разрабатывает сложный насыщенный мир Альмы: разумеется, это не единая серия работ; меняются особенности подачи, цвета, меняется сама Альма, придумываются самые разные пространства.

В этой серии кроме иллюстраций создаётся короткое видео Alma — динамичное и яркое, где Лили де Беллон выступает художником, а Валер Амиро (Valere Amirault) — режиссёром.

Серия Divers — тоже часть мира Альмы.
Кстати, часто по интонации, уровню фанстасмагоричности, смеси полёта
и зависания, динамики и отрешённости
Лили де Беллонс напоминает мне Мёбиуса (Moebius, Жан Жиро), а первая работа из серии Divers чуть ли не отсылка к нему.

И, наверное, напоминает неспроста: можно с большой уверенностью предполагать, что Лили де Беллон как француженка выросла и на комиксах Мёбиуса, и на мульт-фильмах Рене Лалу (Rene Laloux), для которого Мёбиус рисовал. Кадры из мультфильма «Властелины времени» (Les maîtres du temps, 1982), который Лалу и Мёбиус сделали вместе, неуловимо схожи с Беллон ещё и пластикой.

Но ещё ярче сходство в пластике, конечно, с персонажами мульт-фильма Рене Лалу и Ролана Топора «Дикая планета» (La Planete Sauvage, 1973).
Понятно, что речь здесь совсем не про плагиат, а именно про проживание в детстве некоего графического опыта
и следование этой традиции по-новому. В совершенно новой, еще более радостной, яркой интонации,
в современных техниках.
И, кстати, про традиции: Лили де Беллон, очевидно, с удовольствием обращается и к старинному европейскому, а также к азиатскому искусству, перепридумывает и его тоже. Например, у неё есть серия карточек «Химера», референсом для которых была, очевидно, средневековая миниатюра.
Очень интересно наблюдать за большим мастером, который всё ещё находится в поиске. Графика со временем становится изящнее, но манера не пропадает,
а только заостряется. Буквально в последние месяцы из работ ушёл контур, перспектива стала намного глубже и в новых мирах появилось очень много воздуха. То ли ещё будет.

Made on
Tilda