Ярмарки, небольшие независимые фестивали комикса, открытые показы неизменно напоминают о том, что существуют альтернативные, коллективные режимы работы и потребления. Например, с развитием средств электронного наблюдения аналоговые методы самиздата и распространения печатной продукции стали играть значительную роль в проявлении и сохранении свободы слова. Более радикальные мероприятия, например, ярмарки квир-зинов или анархистских книг, а также массовые конвенции запрещенного японского фан-арта
(додзинси), позволяющие новичкам пробиться в индустрии коммерческой манги (Пинк, 2007), демонстрируют провокационные, альтернативные нарративы и дестабилизируют массовую визуальную культуру, что проникает и в пищевую цепочку графических индустрий. Совсем еще свежий успешный веб-сайт Women Who Draw с феминистскими и интерсекциональными ценностями и демократичным интерфейсом (
http://www.womenwhodraw.com/) — пример того, как сильное сообщество и общие намерения формируют эффективную когорту с визуальным и социальным влиянием. Социальные ризомы рождают интеллектуалов, которые не являются цисгендерными белыми мужчинами, поскольку все самое интересное происходит за пределами прямых, иерархических карьерных лестниц, исторически намного более благосклонных именно к таким товарищам.
Политика, функции иллюстраторов и доступность аудиовизуальных каналов, таких как YouTube, изменились, так что теперь и фрилансерам, и штатным иллюстраторам нужны не только визуальные, но и вербальные навыки. В первую очередь об этом говорит рост количества графических романов в последние 25 лет, авторы которых пишут не меньше, чем рисуют. Критику Пойнора подтверждает то, что в США и не только школы иллюстрации всегда пренебрегали курсами по теории и критике. В некоторых кругах считается, что вербальное мышление отвлекает от визуального (а то и вовсе ему препятствует). Эту позицию разделяют немало иллюстраторов и педагогов, верных традиции мастерства, интуиции и неписаных знаний, считая, что критический анализ и вербализация могут их умалить.
Может ли скрупулезный анализ парализовать работу в студии и помешать процветанию поп-культуры — тема для отдельной статьи, хотя определенный смысл в направлении «потока» невербальной творческой деятельности определенно есть (Чиксентмихайи, 2014). Но подумайте еще и о том, что отказ от мантии «интеллектуала» лишил художников возможности взаимодействовать с результатами и темами их работ, используя академические инструменты, способные в конечном итоге лишь повысить креативность иллюстраторов, такие как культурная грамотность, агентская деятельность и этическое обоснование. Эти три качества абсолютно необходимы для успеха любого разностороннего, эстетического взаимодействия иллюстраторов с маргинализированными группами или деловыми партнерами. Вербальные способности могли бы помочь иллюстраторам получать определенную поддержку в академических кругах, особенно сейчас, когда многие программы технического обучения позволяют получить степень.
Критические иллюстраторы и иллюстраторы-критики могут пригодиться не только иллюстрации, но и всем остальным формам искусства, ремесел и медиа. Но раскрыть этот потенциал мы сможем, только если иллюстраторы начнут использовать вербальные и интеллектуальные навыки для теоретического анализа собственных и чужих работ, формулировать точки зрения, которые они транслируют как источники визуальных коммуникаций, взаимодействовать
с публикой и делать это
публично, используя не только картинки, но и слова.