интервью
«Это ловушка»: выставка Тани Иванковой
Все фотографии в материале предоставила Таня Иванкова
До 7 марта в пространстве «Картель» в Милютинском переулке открыта выставка художницы, иллюстратора и преподавателя Тани Иванковой «It's a trap» («Это ловушка»). На выставке — две живописные истории о взгляде, (не)уязвимости и наблюдении. Мы поговорили о том, как были созданы эти работы, о новом арт-пространстве и ближайших планах художницы.
Работа Тани Иванковой из серии об Электрозаводе
Расскажи, пожалуйста, поподробнее о выставке. Как возник твой интерес к теме уязвимости и власти наблюдателя?

На самом деле этот интерес, наверное, был всегда, но примерно этой осенью он начал оформляться во что-то очень конкретное. Я начала собирать всё, что мне нравится, на отдельной доске в Miro и конструировать свой «-изм». Получилось огромное количество визуальной информации, от старинных фотографий 19-го века до оформления рэперских альбомов и телевизоров, накрытых салфеточками. Казалось, что это какое-то бесконечное море вещей, связь которых состоит лишь в том, что я ко всем из них питаю нежность. Но довольно скоро стало понятно, что всех их объединяет трогательная уязвимость нашей саморепрезентации (нашей — то есть общечеловеческой). Здесь для меня очень важна и тема самоиронии, и ее отсутствия. Самоирония в этом контексте — лишь способ защититься от насмешек, посмеявшись первым. На мой взгляд, ее значимость сильно преувеличена, т.к. она неизбежно превращается в кокетство, в то время как для того чтобы выступить честно (и, как следствие, даже пафосно) нужна недюжинная смелость.
Работы из серии «Это ловушка» в свете фонарика

Понимаю, что серия про наблюдение и серия об Электрозаводе создавались независимо, но, помещенные в одно пространство, они оказались связанными друг с другом. Как бы ты сама описала эту связь и то, в чем работы пересекаются?

Как и любые изображения, помещенные в один контекст, эти две серии, конечно же, связываются. В моем понимании, наблюдатель в серии с завода абсолютно неинтересен персонажам: они там носятся по своим делам и, в общем, в его внимании не нуждаются, а значит абсолютно неуязвимы. Персонажи из серии «Это ловушка», напротив, всегда находятся под прицелом взгляда наблюдателя. Тут важно отметить, что эту серию нужно смотреть с выключенным светом — при свете телефонного фонарика, тогда они будут по-настоящему застигнуты зрителем врасплох.

Таня Иванкова на выставке
Если закрыть глаза на все ограничения и представить идеальное место для демонстрации твоей серии про наблюдение, каким бы оно было? Может быть, это какое-то место под открытым небом, или существующее только в виртуальном пространстве?

Сейчас я уже думаю, что серию с Электрозавода надо экспонировать непосредственно на заводе — именно в тех точках пространства, которые запечатлены. В ближайшее время я планирую этим заняться и снять видео с этой экспозицией. Думаю, получится, как минимум, интересно. Идеальное место для серии «Это ловушка» — это просто темная комната с минимальным убранством, это может быть где угодно, т.к. пространство в ней абсолютно условно, и это хочется лишь подчеркнуть.

На открытии ты говорила, что тебе интересно было бы продолжить развивать начатую серию. В каком ключе ты сейчас видишь ее продолжение? Какие форматы, помимо живописи, тебе сейчас были бы интересны?

Как я уже сказала, материала у меня сейчас на много-много выставок, в том числе не только живописных, но и выходящих за пределы станковых форматов. В ближайшее время у меня есть замысел перформативного характера, надеюсь, его удастся осуществить в рамках закрытия выставки «Это ловушка!»

Выставка проходит в очень интересном с точки зрения архитектуры и истории пространстве, в доме Лорис-Меликова. Расскажи, пожалуйста, случились ли в плане организации взаимодействия работ и этого пространства какие-то неожиданные находки или, напротив, сложности?

На самом деле, идея подсвечивать работы фонариком родилась уже после их монтажа. И она стала недостающим звеном. Сложности были в том, что монтировать работы на своды достаточно проблематично, но, кажется, нам удалось этот вопрос решить.


Работа Тани Иванковой из серии «Это ловушка»
Планируются ли в «Картеле» ещё какие-то похожие мероприятия — художественные или образовательные?

Всегда! Хотим делать и выставки и перформативные практики и лекции с паблик-токами.

Есть ли для тебя живописцы, на работы которых ты сейчас смотришь и думаешь: «Черт побери, ну почему это делаю не я»?

Мне очень нравятся сейчас Wilhelm Sasnal, Julius Hofmann и Zhiyong Jing. У первого завораживает минималистичность и смелость: черт возьми, он рисует зелень зеленой краской, это ли не настоящая дерзость! Хофманн просто великолепен во всем, а про Джинга я все время думаю — ну что за чудесные сюжеты, мне бы хотелось тоже таких.

Что тебе сейчас наиболее интересно в работе с живописью? Какие ты для себя ставишь цели — из ближайших и достижимых?

В новой серии я поставила для себя очень непривычные и странные для себя задачи: работу с плоским цветом, причем акрилом — материалом, который я откровенно не люблю. Было очень страшно, а акрил я так и не полюбила, но, наверное, я хочу продолжить дальше двигаться в минимализм и геометрию, но, пожалуй, с большим участием масла. Хочу найти оптимальный для себя формат и темп работы, пока что я в этом отношении досадно стабильно промахиваюсь.
Работа Тани Иванковой из серии об Электрозаводе

Закрытие выставки «Это ловушка» — 7 марта, 19:00
Милютинский переулок, 19/4с1

Made on
Tilda