Практика
Ирина Троицкая:
скетчбук, чтоб не сойти с ума
Скетчбуки Иры Троицкой — совершенно прекрасные сами по себе объекты. Их можно бесконечно листать, подолгу любуясь каждым разворотом, удивляясь материалам и техникам, необычным сочетаниям форм и толщин. На страницах периодически встречается и сама Ира, по соседству живут причудливые персонажи, милые звери, космические цветы
и разнообразные абстрактные композиции.
Мы попросили Иру рассказать про свою практику ведения скетчбуков и поделиться с читателями парой советов.
«Когда я работала штатным иллюстратором в рекламном агентстве, я начала вести скетчбук, чтобы не сойти с ума. В офисе мне приходилось рисовать улыбающихся бизнесменов в пиджаках и галстуках, а в перерывах между заказами можно было отвлечься и выразить в картинках какой-то иной эмоциональный фон, созвучный моему тогдашнему состоянию.

Почему-то я сразу начала относиться к скетчбуку довольно ответственно, старалась, чтобы каждый разворот выглядел законченным. Потом, конечно, пришлось параллельно заводить скетчбуки с кривыми почеркушками, чтобы как-то расслабиться. Я начала обращать внимание на разворот, как одна страница взаимодействует с другой, иногда увлекалась неожиданными форматами типа панорамной книжки-гармошки, потом возвращалась к традиционной форме книжки. У меня появились дорогие скетчбуки, типа Moleskin, но я поняла, что рисовать мне в них менее комфортно — слишком велика ответственность — страх «испортить» разворот мешал работать. Впрочем, те же самые дорогие скетчбуки меня дисциплинировали и заставляли закончить страницу, даже если начало работы было неудачным, выкручиваться.
Чем практика регулярнее, тем, конечно, лучше. Это как игра на скрипке — нужно всё время держать себя в форме и репетировать. Хорошо бы уделять этому время каждый день. Но я не могу похвастаться размеренной жизнью и, конечно, иногда могу не рисовать днями, а то и неделями. Зато потом заполняю подряд два-три разворота, если работа спорится и я увлеклась.

Никаких правил ни по материалам, ни по приёмам я особенно не придерживаюсь. Для меня это, скорее, территория, свободная от правил. Поэтому я часто меняю техники, к тому же приходится все время подстраиваться под качество бумаги. Потому что на каких-то листах не держится тушь, какие-то слишком хлипкие и тогда на них лучше рисовать мягким карандашом. Был один скетчбук, который я полностью выполнила
в коллаже и дорисовке цветными карандашами, потому что мне не нравилось, как он реагирует на воду, то есть тушь и акварель отпадали. Но даже когда бумага протекает, то не обязательно воспринимать это как ошибку, наоборот, иногда нужно попытаться использовать этот приём, потому что на обороте проступает такое туманное немного изображение, ghost print, и можно это свойство обыграть. Потому что в скетчбуках не должно быть жёстких правил, это площадка для экспериментов и рабочий инструмент. Надо к ошибкам
и случайностям относиться внимательно и всегда думать, а нельзя ли это как-то использовать себе на руку. Прямо как в жизни.
Или, например, ограничения — тоже хорошая штука. Нельзя же с собой таскать баул материалов и огромного формата альбом все время. Приходится выбирать. И потом весь день, а то и неделю, если это какая-то поездка, рисуешь на одном формате одними и теми же инструментами. Но такие ограничения позволяют тебе выжать из материала максимум и проявить изобретательность.

Часто я рисую на коленке в перерыве между работой или за чашкой кофе.
У меня всегда есть с собой маленький скетчбук формата А6. Конечно, бывает, что я и А3 с собой таскаю, но это уже из разряда серьёзных заявлений. Впрочем, летом обычно больше свободного времени и можно выйти порисовать, зная, что не придется мотаться потом по всему городу с тяжёлой сумкой. Тогда, конечно, лучше брать большой скетчбук.

Решение о том, что рисовать, принимается довольно спонтанно. Как правило, это просто связано с моими текущими впечатлениями от жизни. Поэтому раньше мне казалось, что лучше не показывать скетчбуки никому особенно — это как читать прилюдно личный дневник. Но потом я убедилась, что считать буквально что-то с картинки довольно непросто.
Стоит отметить, что я веду инстаграм со скетчбуками не ради того, чтобы показать это зрителям или похвастаться, а использую его в качестве библиотеки референсов. Бывает так, что пришёл заказ на иллюстрацию, а в голове — пусто. Тогда можно залезть в ленту и посмотреть, что там я рисовала пару месяцев назад по какой-то похожей теме.

У меня нет возможности все скетчбуки держать в одном месте. К тому же иногда это просто отдельные бумажки, не сшитые в книжечку. Гораздо проще сделать фотографию, залить в инстаграм и заархивировать физический материал, например, на даче в кладовке. Или сжечь! Как правило самый любимый скетчбук — последний. Именно тот, над которым работаешь прямо сейчас. Вот его жаль потерять. Но как только он закончен, возникает проблема с архивацией и хранением, особенно если нет студии.

Когда другие люди утыкаются в телефоны, я достаю скетчбук. Это отличный способ занять себя, привести в порядок свои мысли или выразить восхищение от только что подсмотренной городской сценки. Также это способ научиться внимательнее смотреть на вещи, а не просто скользить взглядом, ни на чем особенно не задерживаясь. Рассматривая свои же скетчбуки в ретроспективе, я вспоминаю, что я тогда делала, где была и о чем думала. Это как машина времени. Потому что пока рисуешь — осознаешь себя и реальность намного четче, как бы проговариваешь ее в картинке.

Время от времени полезно возвращаться назад и анализировать прогресс, намечать какие-то новые цели, резюмировать ошибки или повторения. Это очень удобно, потому что изначально сшито в книжечку. Я даже даты начала ставить, когда я начинаю новый скетчбук и когда заканчиваю его. Я потом по ним важные жизненные события восстанавливаю. Это такая странная летопись в картинках, которая понятна зачастую только мне, но в этом-то и прелесть.»
  • Ира Троицкая
    Иллюстратор, Москва
    Ирина Троицкая — иллюстратор и преподаватель иллюстрации в БВШД.




    irtroit.com
Made on
Tilda