СООБЩЕСТВО
Иллюстраторская среда
Большое интервью с основательницами сообщества
Дата публикации: 27 августа 2020
Вопросы подготовлены Ксенией Копаловой и Евгенией Бариновой
Все фотографии предоставлены сообществом «Иллюстраторская среда».
Если вы автор фотографии и хотите, чтоб мы указали ваше авторство,
свяжитесь с нами по адресу hello@slonvboa.ru
Иллюстраторская среда — молодое и быстро развивающееся сообщество для иллюстраторов, созданное тремя книжными иллюстраторами: Юлей Прохоцкой, Машей Вышинской
и Машей Судовых. Мы встретились с девушками и спросили их про их проект, взгляды на иллюстрацию как индустрию и планы на будущее.
Одна из первых встреч «Иллюстраторской среды»: иллюстраторы Эя Мордякова и Маргарита Кухтина рассказывают про свою практику
— Расскажите, пожалуйста, о себе и о вашем проекте. Что побудило вас объединиться и организовать «Иллюстраторскую среду»?
— «Иллюстраторская Среда» — это творческое комьюнити для иллюстраторов, главной целью которого является повышение осведомленности иллюстраторов о том, как устроена индустрия.
В нашем сообществе каждый сможет найти ответы на свои вопросы, восполнить пробелы в знаниях по разным дисциплинам, получить консультации от профессионалов и просто найти вдохновение и пообщаться. Сейчас мы формируем базу текстовых и визуальных ресурсов, которая, мы надеемся, станет главным помощником иллюстраторов самых разных направлений.

Основали проект мы, три практикующих художника-иллюстратора: Юля Прохоцкая (@julia_prohotskaya) Маша Вышинская (@bezladart) и Маша Судовых (@mashataksa). Мы все много лет работаем в сфере книжной иллюстрации и смежных областях, ведём блоги о профессии и делимся опытом. Мы заметили, что в нашей сфере до сих пор присутствует некоторая разобщенность, чувствуется острая нехватка информированности, общения, обмена опытом и знаниями. Мы захотели попытаться восполнить этот пробел — и организовали «Иллюстраторскую среду».
— Как вы формулируете для себя понятие иллюстрации? Что это для вас?
— Для нас иллюстрация в широком понимании — это дисциплина, позволяющая интерпретировать истории визуально, строить повествование с помощью визуального ряда. Именно поэтому, как нам кажется, иллюстрация существует в множестве форм и применяется в самых разных сферах: ведь люди всегда стремятся рассказывать истории, а изображения — это интернациональный язык, понятный всем. Кроме этого, нам кажется очень важным тот факт, что иллюстрация находится как бы на стыке искусства и дизайна. Осознание этого феномена помогает нам, как иллюстраторам, в самоопределении: мы работаем на заказ, создаем коммерческий продукт, как делают практики дизайна; но в то же время зачастую в иллюстрации ценится не только практичность, но и эстетика, важно самовыражение, должно чувствоваться «личное присутствие» создателя, как в изящных искусствах. Баланс этих двух сущностей, на наш взгляд, и делает иллюстрацию по-настоящему могущественным инструментом.
Встреча с Полиной Новиковой
— «Иллюстрация — по-настоящему могущественный инструмент» — отлично сказано! Как думаете, в каких целях он должен и может быть использован? В чём его сила?
— Сила иллюстраций заключается в универсальности и выразительности языка. Восприятие изображения зависит от культурных и социальных предпосылок, но в то же время иллюстрация может вызывать эмоции даже тогда, когда смысл увиденного не до конца ясен. Как это происходит, например, с маленькими детьми. Даже те дети, которые еще не умеют читать, могут понять сюжет и смысл книги по картинкам (хотя это во многом зависит от мастерства иллюстратора). И это будет не поверхностное понимание, кто куда пошел, а более глубокое. Известно, что дети в раннем возрасте не могут отделить реальность от выдумки. И они переживают за персонажей книги, мультика или фильма, как за реальных людей. Могут искренне порадоваться за героя или заплакать, если тому плохо. В последние годы детскую книгу используют для разговора на серьёзные и иногда болезненные темы: утрата близкого человека, болезни, старение, травмы. Многие дети в раннем возрасте сталкиваются со смертью своих бабушек и дедушек, родители не знают, как объяснить то, что произошло. На помощь приходит книжка-картинка. Благодаря языку метафор и символов, ребенок начинает лучше понимать мир вокруг него и принимать его несовершенство.

Не менее важная тема в детской книге и не только – загрязнение окружающей среды. Издатели стараются раскрыть тему так, чтобы разделение мусора, уважительное отношение к природе и ресурсам превратилось не в скучную практику, а образ жизни. Пока эта тенденция хорошо чувствуется на западном рынке детской книги, но и российские издатели подтягиваются. Мы надеемся, что это не просто хайповая тема, а искреннее понимание необходимости говорить об этом. Мы также надеемся, что и правительство России придет к этому осознанию и предпримет меры по улучшению экологической обстановки. А в качестве инструмента коммуникации с жителями страны будет использовать иллюстрацию в том числе.
— Какие основные проблемы существуют сейчас
в современной иллюстрации?
— Мы можем объективно рассуждать только о тех проблемах, с которыми столкнулись лично. Но и они весьма ощутимы: это низкая оплата труда иллюстраторов и в целом финансово нестабильный рынок, отсутствие единой системы профессиональной поддержки — ассоциаций, профсоюзов, устаревшее государственное образование по иллюстрации и смежным специальностям. Нередко встречается несерьезное, даже пренебрежительное отношение общества к продуктам иллюстрации и к профессии в целом. Это тоже, как нам кажется, является существенной преградой на пути к дальнейшему развитию индустрии.

— Как думаете, по каким причинам сформировалось это пренебрежительное отношение?
— Нам кажется, что пренебрежительное отношение к иллюстрации складывается во многом по причинам низкого понимания визуального искусства в целом. В школах не учат смотреть на картины, не учат анализировать изображение. Никто не говорит, что это важный и необходимый навык для современного человека, который в течение своей жизни сталкивается со всевозможными визуальными сигналами. В итоге складывается обывательское представление об искусстве, которое гласит:
«Чем больше похоже на натуру, тем лучше». Хотя еще художники конца 19 – начала 20 веков доказали обратное. Профессиональный художник знает, если рисунок выглядит просто, это не значит, что так оно и есть. За одним «простым» рисунком стоят десятки эскизов и поисков. Читателю же не видна эта работа. Возможно, имеет смысл сделать «кухню» более видимой для широкого круга людей.

Кроме того, есть совершенно абсурдное мнение, что раз художник рисует
в удовольствие, то финансовый достаток имеет второстепенное значение.
Это, конечно, абсолютная глупость. Если человек выбрал своей работой рисование – это удача и счастье, но удовольствие ни в коем случае не отменяет достойную оплату труда. И это стоит помнить не только заказчикам,
но и самим художникам, которым свойственна неуверенность
и пренебрежение к плодам своей работы. Что тоже не способствует повышению статуса художника в глазах общественности. Получается самоусиливающаяся история.
Встреча с основательницей фестиваля иллюстрации «Морс» Анной Чефрановой
в рамках маркета «Лампа»
— Почему книжная иллюстрация в России так низко оплачивается?
— Нас этот вопрос тоже очень беспокоит. Попробуем рассудить, как ситуация выглядит с нашей стороны. На наш взгляд, существует целый ряд причин.
Одну из них мы уже назвали выше: это недостаточное осознание ценности иллюстрации, а потому — и иллюстрированных книг. Широкая аудитория
не всегда понимает, почему качественно проиллюстрированные и изданные книги — это ценность. Об этом важно рассказывать, продвигать культуру иллюстрации.

Отсюда становится очевидной еще одна причина, одна из ключевых, как нам кажется: некачественный маркетинг (или даже вовсе его отсутствие). Издательства зачастую очень мало внимания уделяют продвижению книг
или делают это как будто вполсилы. Мы даже сталкивались с ситуациями, когда издательство ставило палки в колеса художникам и авторам, проявляющим инициативу в продвижении собственных книг. Из–за этого
у читателей меньше шанса услышать о новинках, проникнуться их ценностью, решиться их приобрести — и вот уже неграмотный маркетинг приводит
к снижению продаж. Это очень печально, а главное — от этого страдает
вся индустрия.

Однако мы понимаем, что в нынешних условиях у российских издательств
не всегда есть возможность свободно перераспределять средства и продвигать все книги одинаково. Насколько мы знаем, во многих европейских странах издательства субсидируются государством, что позволяет им унифицировать цены на книги одного типа (мягкая обложка/твердый переплет) или формата. Таким образом, читатель выбирает книгу исходя не столько из цены, сколько из качества готового продукта. В таком случае, финансы в книгоиздании распределяются более равномерно, а до читателя с равной вероятностью доходит каждая из изданных книг. Такая система, конечно, куда более благоприятно влияет на развитие индустрии.

Наконец, последняя, не менее важная причина низких гонораров в сфере книжной иллюстрации – тот факт, что, к сожалению, и среди издателей,
и среди иллюстраторов уровень осведомленности в вопросах финансов
и прав довольно невысок. Так недобросовестные заказчики могут манипулировать незнанием исполнителей и предлагать иллюстраторам невыгодные договоры и условия.

А иллюстраторы, в свою очередь, не обладают достаточными знаниями
и уверенностью, чтобы отстоять свои права, и соглашаются даже на самую низкую оплату их труда. Это ведет к пусть неосознанному, но демпингу,
и сильнейшей финансовой нестабильности всего рынка книгоиздания. Поэтому одна из целей нашего проекта — внести посильный вклад
в просвещение деятелей книгоиздания касательно финансовых и юридических вопросов, чтобы хоть как-то поспособствовать улучшению ситуации.
— Иллюстрация сейчас стала сферой, в большинстве своем заполненной профессионалами женского пола. Почему так? Что должно быть устроено иначе, чтобы эта ситуация поменялась?
— Нам совсем не кажется, что иллюстрация — женская сфера. Иллюстрация — понятие очень широкое, и каждый аспект очень по-разному устроен, приносит разную прибыль и даёт разные возможности реализовать себя.

Действительно, в русскоязычном сегменте существует представление, что иллюстрация — профессия для женщин. И происходит это по двум причинам: во-первых, мы все ещё живем в патриархальной системе, где мужчина — добытчик, который должен много зарабатывать и обеспечивать свою семью.
В России и странах СНГ практически невозможно, имея творческую специальность, закрывать семейные нужды. Однако сфера анимации, графического и моушн–дизайна преимущественно состоит из мужчин;
также очень много мужчин работают в сфере театра и кино.

Во–вторых, вокруг мужчин все ещё очень много устаревших стереотипов
о модели их поведения, мужестве, суровости, серьезности. Рисование у нас
в стране не считается серьезным занятием, а общественное мнение, вероятно, многих останавливает и заставляет скрывать свои увлечения.

Чтобы поменять эту ситуацию, глобально нужно менять устройство творческого рынка труда. А локально необходимо повышать общую осведомленность, чем и занимается наш проект. Иллюстрация — это прибыльный бизнес, не требующий серьезных вложений на старте и не имеющий территориальных ограничений. Иллюстратор может работать
со всем миром и достойно зарабатывать на международном рынке!

Кстати, в списках самых успешных и известных иллюстраторов разных областей очень много мужчин, если вообще не больше, чем женщин.
— Почему, на ваш взгляд, так мало литературы посвящено иллюстрации как культурной практике
(в отличие от, например, фотографии)?
Почему большая её часть фокусируется на технических аспектах её создания? Посоветуйте, что почитать?
— Рекомендовать литературу об иллюстрации очень трудно. Область применения иллюстрации невероятно широка – от книг, журналов, анимации до иллюстрированной инструкции по технике безопасности в самолете.
В зависимости от того, в какой области иллюстрации вы хотите работать, вам нужны разные навыки.

Отличие иллюстрации от, например, живописи заключается в том, что в ней пока не сформировался ясный набор правил. Нет инструментария и четкой последовательности действий, при помощи которых обеспечен путь
в профессию.

Можно подумать, что основное умение, которым должен владеть иллюстратор, это рисунок и живопись. В этом случае можно смело рекомендовать Готфрида Баммеса и его учебники по анатомии или «Основы учебного академического рисунка» Ли, «Основы изобразительной грамоты» Георгия Беда, из современного это, конечно, «Простое рисование» Димы Горелышева.

Что касается живописи, то настольной книгой может стать книга «Техника акварельной живописи» Ревякина и «Цвет» Иттена. Но в то же время мастерское владение техниками рисунка и живописи не делает вас профессиональным иллюстратором. Умение работать с текстом, стилизовать, работать с идеями, доходчиво доносить свою мысль визуальными средствами – это то, чему не может научить учебник.

Если вы хотите заниматься книжкой-картинкой, то отличным руководством могут стать «Взрослая книга о детской иллюстрации» Элины Эллис,
«Облик книги» Яна Чихольда, «Художественная структура книги» Юрия Герчука, «Конструкция и композиция» Олега Корытова. Кроме этого, ваша собственная коллекция книг с картинками должна с каждый годом пополняться. Артбуки по известным мультфильмам и книги о писательстве могут стать немаловажным подспорьем. Последние помогут не только лучше понимать текст, но и научат работать с историей: Филип Пулман «Голоса деймонов», Стивен Кинг «Как писать книги», Джанни Родари «Грамматика фантазии», «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Как я пишу» Юлии Кузнецовой.

На сегодняшний день, кажется, в иллюстрации нет четких критериев оценки,
и потому ей невозможно научиться в привычном понимании этого слова. Можно овладеть базовыми знаниями рисунка и композиции, а дальше выдвигаться в свободное плавание, познавая предмет на практике.
Здесь в помощь пойдут книги, порой не связанные с рисованием напрямую,
а по некоторым дисциплинам книг вовсе не существуют (учиться работе
в Фотошопе лучше всего не по учебникам, а на практике, посматривая tutorials на Youtube)

Вот еще несколько книг об иллюстрации в самом широком смысле этого слова. Они дают поверхностный обзор, но не глубокое погружение. «Профессия: художник-иллюстратор» Даррелла Риза, «Искусство как ремесло» Бруно Мунари, «Рождение иллюстратора» Шайнбергер Феликс, «Профессия Иллюстратор» Натали Ратковски.

И, конечно, вне зависимости от того, в какой области иллюстрации вы работаете, знать историю искусств необходимо. Лучшим проводником в этот мир может быть Эрнст Гомбрих и его «История искусств». А дальше выбирайте книги исходя из того, какая эпоха или направление в искусстве вам отзывается больше всего.
(В своих рекомендациях мы решили ограничиться русскоязычной
и переведенной на русский язык литературой, мир же зарубежных, еще не переведенных книг — еще шире.)
Мастер-класс по диатипии
с Лерой Каменской
— Какие у вас планы на будущее? Чего хочется достичь своей работой?
— Планов очень много! Хочется, чтобы наш проект стал главным просветительским ресурсом русскоязычного иллюстратора.
Для того, чтобы быть конкурентоспособным профессионалом, необходимо постоянно учиться и повышать свой уровень, а вся важная информация труднодоступна и хаотично разбросана по интернету. Мы стремимся стать большой платформой, на которой внимательно собирается всё, что нужно художнику-иллюстратору для понимания и комфортного существования
и работы в среде.
— Чем ваш ресурс будет полезен опытному практикующему иллюстратору?
— В первую очередь Иллюстраторская среда задумывалась нами как платформа для общения и обмена опытом. А эффективность этого формата,
на наш взгляд, не зависит от статуса иллюстратора. На наши прошедшие встречи приходили художники, которые работают иллюстраторами уже несколько лет, а были и те, кто только мечтает об этом. Но люди собирались вместе, чтобы послушать про творческий путь конкретного художника.
А обсуждения после были одинаково интересны всем.

Даже те, кто работает в индустрии давно, сталкиваются с неуверенностью
в формировании цен за свою работу, все ещё совершают ошибки при составлении договора или просто не могут/бояться отстоять свои права.
Мы стараемся обсуждать эти вопросы открыто, насколько это возможно,
а на сайте стремимся собрать воедино полезные материалы на подобные темы.
Мы не делаем все это в одиночку, опираясь лишь на собственный опыт:
спектр вопросов, волнующий иллюстраторов, очень обширен, поэтому
для составления и редакции этих материалов мы привлекаем и других специалистов.

Кроме ставших уже нашей визитной карточкой встреч мы планируем проводить курсы и мастер-классы, консультации и разборы проектов
с приглашенными специалистами. Начинающие иллюстраторы смогут найти ответы на более простые вопросы, а практикующие — на более глубокие
и сложные. Мы надеемся собрать вокруг себя пул профессионалов, которым будет что предложить и начинающим, и практикующим.

Однако, даже если ситуация сложится так, что наш проект будет полезен преимущественно начинающим иллюстраторам, мы не видим в этом проблемы. Из начинающих вырастают практикующие, из практикующих — опытные, и все иллюстраторы в той или иной мере формируют индустрию,
в которой все мы работаем. Так что мы будем счастливы, если удастся вдохновить и повысить осведомленность тех, кто находится в самом начале пути. Их более мотивированный и информированный подход к практике поспособствует позитивному развитию всей сферы.
— Что обязан знать каждый иллюстратор?
— Мы и сами еще довольно молодые практики, но и наш опыт показывает, что есть базовые вещи, которые каждый должен знать еще в самом начале пути. Самое главное, необходимо помнить, что профессия иллюстратора — не только творчество, но и бизнес. Многие забывают об этой ее составляющей
и все силы направляют на развитие креативной стороны своей практики.
Это чревато множеством проблем — от сложностей в самопродвижении
до общей финансовой и юридической неграмотности, о последствиях которой мы рассуждали выше. Поэтому помимо художественной практики важно уделять внимание маркетингу и нетворкингу, изучать правовые и денежные вопросы, анализировать рынок: такая всесторонняя вовлеченность позволит стать наиболее эффективным и успешным профессионалом.
— Давайте представим, что там, где сейчас в рекламе используется фотография, использовалась бы иллюстрация. Каким, на ваш взгляд, должен быть мир,
в котором такое было бы возможно?
— Нам кажется, что во многих сферах рекламы это уже становится возможно и даже востребовано! Реклама ведь довольно разнообразна, и в ней присутствует далеко не только фотография — существенную роль играют также анимация, рисованная и коллажная иллюстрация. Особенно это эффективно в тех случаях, когда использование этих форм выразительности уместно. На наш взгляд, в условиях дальнейшего развития этих тенденций качество производимой иллюстративной рекламы и ее востребованность будут только расти, что не может не радовать.

Иллюстрация ощутимо уступает фотографии в тех случаях, где отпечаток реальности (то есть, товара) нужно передать максимально достоверно.
Так что реклама гаджетов или автомобилей, например, никак не обойдется без фотографической составляющей. Но даже в этих случаях фотография нередко становится только частью рекламы — остальное дополняет рисованный иллюстративный материал. Так что фотография и рисунок зачастую тесно переплетаются для достижения цели рекламы. Их соединение и рождает рекламную иллюстрацию.

Иллюстрация служит визуальной интерпретацией истории, а выразительные методы для достижения этой цели могут быть совершенно разные — от рисунка и коллажа до скульптуры и инсталляции. Поэтому и безо всяких рисованных дополнений фотография, на наш взгляд, сама по себе вполне может интерпретироваться как иллюстрация — если помогает «строить повествование с помощью визуального ряда».
— Представьте самый маловероятный, но тем не менее, желаемый вариант использования иллюстрации в отечественной среде. Где и какая это могла бы быть иллюстрация?
— В отечественной среде иллюстрация используется, но действительно, далеко не везде. (Хотя нельзя сказать, что она сильно ущемлена в правах).
Мы замечаем, что количество используемой иллюстрации пропорционально серьёзности организации или культовости события. Стереотипное отношение к иллюстрации как к чему-то несерьёзному и правда существует, хотя иллюстрация способна быть понятным средством коммуникации между государством и населением.

Ситуация постепенно меняется, департамент Москвы стал активно использовать иллюстрацию в оформлении социальной рекламы, на сайтах,
в городской среде и пр. Можно встретить все больше разнообразия стилей,
что не может не радовать!

А из примеров маловероятного, но желаемого использования иллюстрации — хотелось бы встретить её в официальном оформлении национальных праздников, к примеру.
— Можно ли, на ваш взгляд, говорить о существовании «российской иллюстрации»? Если да, что её отличает?
Нам кажется, на этот вопрос прекрасно ответил Виктор Меламед,
и мы полностью солидарны с его мнением. В эпоху развитого интернета
и глобализации понятия «русской иллюстрации» не может существовать.
Встреча с Олей Пташник
Made on
Tilda