— Почему, на ваш взгляд, так мало литературы посвящено иллюстрации как культурной практике
(в отличие от, например, фотографии)?
Почему большая её часть фокусируется на технических аспектах её создания? Посоветуйте, что почитать?
— Рекомендовать литературу об иллюстрации очень трудно. Область применения иллюстрации невероятно широка – от книг, журналов, анимации до иллюстрированной инструкции по технике безопасности в самолете.
В зависимости от того, в какой области иллюстрации вы хотите работать, вам нужны разные навыки.
Отличие иллюстрации от, например, живописи заключается в том, что в ней пока не сформировался ясный набор правил. Нет инструментария и четкой последовательности действий, при помощи которых обеспечен путь
в профессию.
Можно подумать, что основное умение, которым должен владеть иллюстратор, это рисунок и живопись. В этом случае можно смело рекомендовать Готфрида Баммеса и его учебники по анатомии или «Основы учебного академического рисунка» Ли, «Основы изобразительной грамоты» Георгия Беда, из современного это, конечно, «Простое рисование» Димы Горелышева.
Что касается живописи, то настольной книгой может стать книга «Техника акварельной живописи» Ревякина и «Цвет» Иттена. Но в то же время мастерское владение техниками рисунка и живописи не делает вас профессиональным иллюстратором. Умение работать с текстом, стилизовать, работать с идеями, доходчиво доносить свою мысль визуальными средствами – это то, чему не может научить учебник.
Если вы хотите заниматься книжкой-картинкой, то отличным руководством могут стать «Взрослая книга о детской иллюстрации» Элины Эллис,
«Облик книги» Яна Чихольда, «Художественная структура книги» Юрия Герчука, «Конструкция и композиция» Олега Корытова. Кроме этого, ваша собственная коллекция книг с картинками должна с каждый годом пополняться. Артбуки по известным мультфильмам и книги о писательстве могут стать немаловажным подспорьем. Последние помогут не только лучше понимать текст, но и научат работать с историей: Филип Пулман «Голоса деймонов», Стивен Кинг «Как писать книги», Джанни Родари «Грамматика фантазии», «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Как я пишу» Юлии Кузнецовой.
На сегодняшний день, кажется, в иллюстрации нет четких критериев оценки,
и потому ей невозможно научиться в привычном понимании этого слова. Можно овладеть базовыми знаниями рисунка и композиции, а дальше выдвигаться в свободное плавание, познавая предмет на практике.
Здесь в помощь пойдут книги, порой не связанные с рисованием напрямую,
а по некоторым дисциплинам книг вовсе не существуют (учиться работе
в Фотошопе лучше всего не по учебникам, а на практике, посматривая tutorials на Youtube)
Вот еще несколько книг об иллюстрации в самом широком смысле этого слова. Они дают поверхностный обзор, но не глубокое погружение. «Профессия: художник-иллюстратор» Даррелла Риза, «Искусство как ремесло» Бруно Мунари, «Рождение иллюстратора» Шайнбергер Феликс, «Профессия Иллюстратор» Натали Ратковски.
И, конечно, вне зависимости от того, в какой области иллюстрации вы работаете, знать историю искусств необходимо. Лучшим проводником в этот мир может быть Эрнст Гомбрих и его «История искусств». А дальше выбирайте книги исходя из того, какая эпоха или направление в искусстве вам отзывается больше всего.
(В своих рекомендациях мы решили ограничиться русскоязычной
и переведенной на русский язык литературой, мир же зарубежных, еще не переведенных книг — еще шире.)