Как перейти от рисования к созданию объектов?
Автор материала: Маша Титова
Работа на обложке: Анна Севрюгина
ПРАКТИКА
Даже складывая лист пополам, мы задаём нарисованному на листе изображению форму, а значит, переводим плоское в рельеф, в объём, в пространство. Вырезая силуэт из бумаги и картона, иллюстратор оживляет его: ставит в пространство мастерской, поднимает над столом, чтобы рассмотреть, сравнивает силуэт уже не с листом, а с чайником, с окном на фоне, с машиной за окном — то есть включает силуэт в пространство. Этот материал о том, как организовать волшебство перевода из двухмерного в трёхмерное пространство.
Зачем переводить графику в объём?

В первую очередь, это возможность развития графики, путь к завершённости образа и состояния. Перевод графики в рельеф и скульптуру всегда провоцирует художника и иллюстратора выбирать более принципиальное и окончательное решение формы, точнее настроить интонацию и степень условности.

Настраивая образ, художник выбирает, какой взять материал: плоский, вроде картона, или позволяющий лепить, как глина или пластилин? Какой физический размер фигурки выбрать: меньше спичечного коробка или размером со шкаф? Как решить толщину плоской фигурки — вырезать её из трёхмиллиметровой фанеры или из фанеры толщиной в пять сантиметров? Решает, какой выбрать способ обработки материала. Разбираясь с каждым вопросом, проявляет характер объекта, усиливает нужные для образа особенности: уплощённость, конструктивность или подвижность формы.

Автор: Маша Титова
Разберём примеры:

Пьетро Антолини

Бумажные работы Пьетро Антолини — миниатюрные сокровища: тонко вырезанные из покрашенной бумаги, они сделаны со вниманием к мельчайшей фактуре и опираются на гротескный, преувеличенно условный выразительный силуэт. Внимание к точности и характерности каждой детали делают эти фигурки настоящими драгоценностями, произведениями ювелирной красоты.
Олеся Щукина

Часто выход в объём помогает сдвинуть с места работу с плоской 2d-иллюстрацией, поскольку простой бумажный макет позволяет быстро собрать пространство так, как оно не соберется при рисовании в 2d. Перевод фигурки в силуэт близок по принципам к перекладной анимации, поэтому любопытно и полезно проследить логику движения персонажа и характер сборки частей в работах аниматоров: например, как в истории о бумажном слоне Олеси Щукиной.


Женя Баринова

Здесь интересно, как организована подвижность фигурки в неподвижном материале — фанере. Крепления частей задают очень условный характер движения фигуры, и на этой условности строится выразительность персонажа.
Рома Манихин

Спокойный цвет и аккуратные скруглённые векторные формы-детали машин Ромы Манихина формулируют интонацию ностальгии. Перечисление деталей по слоям усиливает ощущение объёмной игрушки-конструктора.


Его же рубленные бензопилой и покрашенные баллончиком скульптуры — объекты совсем другой экспрессии, это чистая энергия, сила, неудержимость.
Тима Илларионов

В объектах Тимы Илларионова несостыковка формы и рисунка, простота формы, занозистость дерева, сложные и яркие краски, небрежность в графике работают вместе, монтируют необычный сложный графический язык и эмоциональный образ.


Оля Катаева

Совсем другое дерево — пожившее, чернёное, отмеченное временем, со следами выжигания, не новое — в работах Оли Катаевой. Волшебная метафора, связанная из бечёвки и кусочков фанеры.
Ксения Копалова

В этой работе объекты живут в конкретном пространстве города, монтируя среду с её историей и повседневной жизнью с высказыванием иллюстратора, художника.


Маша Шишова

Глиняные скульптуры Маши Шишовой — застывший гротеск, движение, переведённое в знак. Скульптуры продолжают её графические поиски напряжённой формы, утрированных искажённых пропорций.
Строгановка

В паре с Димой Горелышевым мы ведём дисциплину «Иллюстрация и техники графики» в Строгановке. У нас крошечные 1,5 часа на большую группу, занятия у второго и третьего курсов.

Первое задание зимнего семестра у третьего курса — фанерные фигурки-силуэты, общая для курса серия персонажей по мотивам летних олимпийских видов спорта. Основная идея — поработать с объемом, уйти от бумаги, найти новый условный графический язык, включить внимание к деталям и завершённости, доделанности работы.

Вся группа работала над одним проектом, так что работы разных студентов складывались в общую серию, целостность которой давали общая тема, размеры работ и материал. Задание получилось объёмным и разным по этапам: с живым рисованием, с формализацией рисунка, с работой в материале, съёмкой и инстаграмом (а все иллюстраторы знают, что составить кейс — это большая отдельная работа).

Ребята готовят выставку с постерами и мерчем — у них есть крепкая база образов, серия, которую можно продолжать, упрощать, переводить в плоское, менять размер.
Работы Анны Комлевой

Дима Горелышев о задании:

«Для меня это задание стало соединением сиюминутного и постоянного, плоскостного и объёмного. Графика всегда существует в своём собственном пространстве. Даже будучи помещённой в интерьер, она обособляется от окружения за счёт уплощённости. Дополняет его, как украшение дополняет одежду. Рисунок, переведённый в объём, активно взаимодействует со средой, меняет её, и меняется сам — от разного света, соотношения масштабов, любых других качеств окружения. Так художник, привыкший думать пятном на плоскости, получает новое измерение для своей работы.

Интересно было наблюдать, как менялось восприятие формы, ощущение её ценности при эволюции из случайного пятна в объём. То, что было подчёркнуто динамичным, переходным, смазанным, становилось стабильным, вещественным. Неказистые фигуры с набросков приобретали качество скульптуры, пространственного знака. Их первичная диспропорция становилась частью характера персонажа или проявлением особенностей его пластики, движения. Перевод в объём поставил неожиданные вопросы: как фигуры будут стоять, как будет сделана их обратная сторона, торцы форм, как декорировать поверхность. Решение таких вопросов было стало новой задачей для всех нас. Для меня это было временем полноценного соавторства, когда и мы, и студенты делали то, что от нас зависит, при этом не зная, где мы окажемся в итоге, и как именно должен выглядеть результат. Ещё это было временем равенства: если в рисунке сразу видно более и менее умелых, то в объёме начали работать другие механизмы и навыки, — студент мог сделать отличную вещь, не прибегая к рисованию вовсе»
Как самостоятельно сделать
упражнение про спорт:
1
Делаем наброски с видео
Смотрим короткие видео про разные виды спорта и рисуем удобным материалом (брашпэн, маркеры, мягкий карандаш) — много и быстро
2
Отмечаем движение
Обращаем внимание на то, что делает тело, куда оно направлено, в чём выражается его нестатичность. Подчёркиваем именно это, остальное упрощаем
3
Ищем позу
Повторяем одну позу несколько раз, добавляем активные жесты, мимику, форму, детали одежды, спортивный инвентарь — отличия и особенности
4
Переводим в картон
Переводим найденные позы в плоские картонные фигурки, доводим до гротеска движение и пропорции, упрощаем незначительное
5
Решаем технологические аспекты
Работаем с графикой на плоском силуэте, решаем обе стороны фигурки, торцы, крепление, серию
6
Тестируем
Тестируем на кусочках фанеры способ декорирования: краску, коллаж, выжигание, карандаши, маркеры, покраску и зашкуривание. Делаем много проб: от выжигания до коллажа на фанере, от цветных карандашей до трафарета
7
Готовим вектор и несем резать
Готовим векторную форму, получаем из мастерской вырезанные силуэты, фотографируем, ура!
Автор: Александра Меньшова
Чего точно стоит избегать:
Не стоит делать переход в материал самоцелью, лучше поставить себе точную задачу, цель для подобного перевода и эксперимента. Решить, для чего в конкретной ситуации выход в объем и пространство: для стадии эскизов, для развития персонажа, поиска среды или это выставочные фигурки, сувениры.
Автор: Лиза Сулима
На что обращать внимание при переходе в объём:
1
Пробуйте разные материалы
Пробуйте перевести героя/место в разные по размеру и по материалу скульптурки: снег, скотч, соль, обрезки бумаги, составить из спичек, слепить из пластилина, вырезать из картона, бумаги, сфальцевать
2
Найдите специфику материала
Не дублируйте рисунок, дайте раскрыться объёму, дайте себя проявить более условной графике, стремитесь найти неожиданное и характерное для конкретного материала
3
Подумайте о декорировании
Присмотритесь к материалу: бумага предлагает слоистость, фанера — торцы и задники, глина — обобщение объема, пластилин — условные цвета. Экспериментируйте с техникой декорирования формы: дерево терпит наждачку и огонь, в керамике — огромный выбор глазури.
4
Уделите внимание деталям
Придумайте работу с деталями — уместную, выразительную и несложную. Не прячьте материал фигурки, а только подчеркните и прикиньте среду. Дайте волю случаю и воображению — тогда землёй для персонажа станет кактус на окне!
Автор: Настя Язынина
Made on
Tilda