Практика
О первых шагах в иллюстрации
Интервью с Соней Игиновой
Первые шаги в иллюстрации редко даются просто. Нестабильный заработок, отказы и молчание клиентов, отсутствие заказов, которые бы нравились, развивали и при этом хорошо оплачивались — только часть из тех препон, с которыми сталкивается начинающий автор. Об этом Виктория Ли, иллюстратор и журналист, поговорила с иллюстратором Соней Игиновой. Соня рассказала об опыте перехода от графдизайна к иллюстрации, тех сложностях, с которыми ей довелось столкнуться, и тех моментах, которые стоит учитывать в работе на первых порах.
Работа Сони Игиновой
Расскажи, какой была твоя первая художественная работа, и когда она появилась?

Моя мама — художник-оформитель (то есть в нынешней, а не советской, терминологии, «дизайнер»), а папа преподавал начертательную геометрию в СПбГУТИ. Я помню, что рисовала с самого раннего детства, и родители это очень поощряли; отец отдавал мне на растерзание контрольные работы своих студентов, чертежи, и я разрисовывала их с обратной стороны. Так что первую работу и не вспомню.

Приходилось совмещать с еще каким-то заработком? Как это было?

Да, приходилось! Когда я устроилась на работу в издательство, я продолжала подрабатывать учителем всякой развивающей чепухи в центре дополнительного развития (преподавала ментальную арифметику, методики ТРИЗ и рисование), там же подрабатывала фотографом. Позже, когда я уже ушла на фриланс, я во второй же месяц «свободы» столкнулась с проблемами: у меня заболел кот, нужно было недешевое лечение, а работы тем временем не было, и я месяц работала в хостеле администратором, куда меня устроила подруга. В то же время чуть не устроилась помощником бармена от отчаяния :) Это было очень тяжелое время, я себя злостно переоценила и не вылезала из долгов пару лет, но в офис я идти категорически не хотела. Еще в начале фрилансерства я еще не знала точно, дизайном я хочу заниматься или иллюстрацией, и довольно долго работала дизайнером, в том числе занималась версткой корпоративной полиграфии в РАНХиГС, делала дизайн конференций для ивент-агентства IT-Events. В дизайне было проще найти заказы, я долгое время совмещала его с иллюстрацией, и только год назад перестала.
Работа Сони Игиновой
Как ты начала рисовать коммерческие иллюстрации?

Я училась на факультете изобразительного искусства в РГПУ им. Герцена, и мы все время пытались использовать любую возможность хоть что-нибудь нарисовать за деньги; обычно какие-то знакомые или родственники просили нарисовать портрет в подарок, рисунок на футболке или что-нибудь такое; я рисовала портреты знакомых, расписывала тарелки в качестве сувенира, рисовала обложки альбомов и иллюстрации к рассказам творческих приятелей. К моменту, когда я уже выпустилась из вуза, большинство моих знакомых знали, чем я занимаюсь, и периодически заказывали что-то. Потом уже из этих заказов и из творческих работ я смогла составить портфолио, которого хватило для трудоустройства в издательство.

Что было в твоем первом портфолио? Можешь посоветовать, что в нем должно быть?

Я еще в универе начала вести группу «ВКонтакте» с картинками, и это было мое первое «несерьезное» портфолио, которое тем не менее приносило заказы. А вот уже в качестве первого портфолио, нацеленного на работодателя, я сделала сайт на Wordpress, и запихала туда все, что вообще умела — живопись, графику, керамику, визитки, даже кустарный дизайн сайта. Портфолио, конечно, не работало. Тогда я попросила подругу меня покритиковать, и она сказала, что в портфолио не должно быть всего подряд. Я почистила его, оставив только дизайн и иллюстрации, и нашла работу.

Так что, во-первых, портфолио должно быть сфокусировано на чем-то одном. Если это невозможно, значит, должно быть много разных портфолио под каждое направление (стиль, нишу). Самое главное — показать работодателю, что ты можешь сделать то, в чем он нуждается, и можешь делать это уверенно, потому что работодатель не хочет рисковать деньгами и хочет получить предсказуемый результат. Например, если есть желание попасть в книжное издательство, то нужно сделать несколько проектов книг: взять и проиллюстрировать какую-нибудь сказку, оформить в портфолио вместе с текстом и мокапами (обложка, форзац, развороты). Но для работы в медиа или рекламе, например, не нужно делать мокапы, нужны просто выразительные иллюстрации с запоминающимся стилем. Идеально, если есть возможность сделать проект pro bono для какого-то относительно популярного издания, чтобы в портфолио прибавилось «веса» за счет авторитета бренда. И в портфолио точно не должно быть лишнего разнообразия, типа флэт-картинок, которые явно подходят для дизайна сайта, и рядом каких-нибудь иллюстраций про домашнее насилие в традиционной технике. Рекомендую хорошее видео по теме.
Работа Сони Игиновой
Много было отказов и неудач? Как ты справлялась с этим?

Было много, и сейчас много. Больше даже не отказов, а тишины в ответ на бесконечное число писем и откликов, и это до сих пор так; обычно хорошо, если на 50 писем пришелся один ответ. Я довольно много смотрела видео про карьеру фрилансера, когда начинала, и быстро услышала от коллег и блогеров, что это норма; в каком-то видео от Bang! Bang! иллюстратор говорил, что если вам из ста агентств ответило одно, то это уже успех. С тех пор я придерживаюсь такой точки зрения. Еще я довольно много работала с психотерапевтом, мы разбирали, как писать письма, обсуждали причины конфликтов с клиентами, я пыталась понять, как лучше выстраивать рабочие отношения и прочее. Конфликты тоже до сих пор случаются, но я уже почему-то не гноблю себя за это, как раньше; раньше я сгорала от стыда и думала, что я ни на что не годна. Сейчас я знаю, что все иногда влипают в неприятности, не все клиенты добропорядочные, и не все банально подходят друг другу (иногда вот просто звезды не сошлись), и что в конфликте обычно есть ответственность двух людей; чтобы изящно выруливать из сложных ситуаций, надо набить, мне кажется, кучу шишек.

Что касается отказов, мне кажется важно понять, что никто там, на другом конце провода, не сидит и не говорит: «Господи, ну и фигня… Как можно так плохо рисовать? Коллеги, идите посмотрите, какой придурок мне прислал письмо». Там сидит замученный менеджер, который просто видит, что работа не подходит по стилю/скиллу или ему просто не нужны сейчас иллюстраторы. Он просматривает письмо и либо ничего не отвечает, либо пишет что-то типа «ваш стиль не подходит» и «мы вам напишем, если что». И забывает о тебе через 30 секунд. После того, как я пару раз искала иллюстраторов и дизайнеров на проекты, я поняла, что ты просто отсеиваешь людей по критериям цены, наличия релевантного опыта, культуры общения — и все; иногда выбираешь того, кто раньше написал, и не факт, что это лучший специалист. Так что сейчас я к отказам отношусь вообще почти без эмоций.
Через какое время иллюстрация начала приносить стабильный доход?

«Стабильный доход» — это что? Что-то на фуллтаймерском? Конечно, никакого стабильного дохода у меня нет. Бывали времена, когда я зарабатывала 5 тысяч в месяц. Но я по крайней мере примерно понимаю, что я способна найти работу с высокой вероятностью. Помню, был такой момент, когда я осознала, что, если я буду продолжать совмещать иллюстрацию и дизайн, я никогда не вырасту в иллюстрации, потому что трачу время на нецеленаправленное движение. Когда я перестала искать заказы на дизайн, в иллюстрации дела пошли лучше, потому что я вложила туда все силы. Я вышла на фриланс в 2017 году и дошла до этого через 3 года.

У тебя был опыт постоянной работы в иллюстрации, или это обычно только фриланс?

Я работала в издательстве дизайнером-иллюстратором, по-моему, полгода, но больше такого опыта не было. Была дизайнером в ивент-агентстве аж года два на постоянной удаленке. В «Холоде» еще пару месяцев. Постоянные вакансии для иллюстраторов, мне кажется, большая редкость; у игровых художников/мультипликаторов/концептщиков такие вакансии есть, у дизайнеров тоже, а иллюстратором почти нереально устроиться куда-то на фуллтайм. Да мне и не хочется, честно говоря, я люблю разнообразие, вижу в этом развитие и интерес.

Работа Сони Игиновой
Как выживать на фрилансе?

Сложно, но можно!

Когда у тебя появилась возможность выбирать между проектами, которые не близки, и теми, которые действительно нравятся?

Наверное, когда я уже сделала несколько сравнительно больших кейсов в рекламе и в медиа и поняла, что могу начать немного «выпендриваться»: ) И когда поняла свою нишу, заметила, что научилась искать работу. Я всегда старалась писать письма в издания, которые мне нравятся, и, по счастью, мне периодически отвечали взаимностью, но я и сейчас делаю работу просто ради денег очень даже часто. Но и она мне в принципе нравится, я люблю делать что-то полезное для хороших людей, даже если это не супер-творческая работа! Если мне вообще противен проект, я не могу его делать и просто отказываюсь. Иначе помереть охота, нет сил работать. И я отказывалась от такого, даже когда у меня вообще денег не было, не знаю, почему. Физически не могу себя заставить.

Остается время и силы на творчество в свое удовольствие?

Я рисую творческие проекты, но они все равно с прицелом на будущие заказы, для портфолио, грубо говоря. Если такие проекты не делать, не будет развития. Но для меня это творчество — все равно часть работы (пусть и очень приятная и свободная), а вот именно в свое удовольствие я пою песни под караоке и пишу заметки. Рисовать в качестве отдыха, думаю, я уже никогда не смогу. Что касается времени, то я рисую творческие проекты, когда нет работы (обычно это в праздники или «мертвые месяцы» типа января), но, если очень хочется, всегда можно выкроить время.

У тебя был опыт работы с иностранными заказчиками? Если был, то как это получилось? Есть ли отличия от наших?

Был в самом начале, когда меня на Бехансе нашел какой-то голландский клиент, и, хотя они работали в паре с русскоговорящим партнером, мы общались по-английски. Я с ума сходила от волнения, и еще и работа оказалась мне не по силам, так что я облажалась и клиенты остались недовольны. На прощание они написали мне целое полотно текста с фидбэком, очень вежливо описали, что нельзя так криво верстать и долго работать. Было очень тяжело и неприятно, хотя они были очень вежливы. Остальные иностранные клиенты у меня появлялись только через русских посредников. Замечала только то, что когда пересылают фидбэк от клиента из США, например, то они гораздо более вежливо общаются, и очень корректно вносят правки.
Made on
Tilda