Другими словами, фандом — при всей расплывчатости его границ, при всей кажущейся эфемерности его существования — реальное место, в которое можно попасть. Достигается это за счет коллективного усилия, где участник намеренно вкладывается в концепцию места: словно постоянно повторяющееся действие становится аргументом, убеждающим нас в существовании этого места. Мне кажется, что автор, возвращающийся к уже существующей вселенной, идет тем же путем. Недаром одними из самых фандомогенных вселенных за последние семьдесят лет стали серийные книги и фильмы (Гарри Поттер, Стар Трек, Звездные войны, Властелин колец, вселенная Марвел): во-первых, в больших объемах (хронометража или количества страниц) проще создать убедительную вселенную, а во-вторых, серийность сама по себе подразумевает это постоянное возвращение, то есть наделение вселенной плотностью и осязаемостью фандома. И потому так удивительно наблюдать, как возникает эта плотность и осязаемость в романе, абсолютно далеком от популярной культуры и к тому же не то, что огромном по объему. Эвенсу удается создать целый мир — собственное Средиземье — и при этом уместить его всего в один том (а ведь речь о графическом нарративе, который изначально требует значительно больше места, чем текст). И то, что получается в результате по насыщенности, по многогранности, по неожиданности ходов сравнимо не столько даже с крупными книжными или экранными сериями, сколько вообще с жизнью. Это то, что делает Эвенса таким исключительным. Создавая комикс, он не пытается переложить литературу на графический язык, он не тщится оживить картинку. В этом постоянном противостоянии он делает шаг назад, возвращаясь к первоисточнику — к жизни, которая состоит и из того, и из другого. Он будто заново изобретает все способы, которыми мы можем эту жизнь передать: не те, которые придумала графика, не те, которые были найдены в тексте (потому что и те и другие создавались исходя из своих формальных ограничений), но те, которые доступны только комиксу, как если бы ему первому дали описать этот мир.
Этот мир, который видит Эвенс, может пугать бесконечно. Здесь мы сами, такие потерянные, прячемся за отсылками к Делёзу, пытаемся скрыть собственный ужас, вдруг ясно понимая, что «взрослые — это, собственно, мы». Здесь мы вступаем в беспорядочные половые связи, потому что нам одиноко, но при этом не умеем чувствовать и создавать близость, потому что близость — это смелость, это умение показать свои уязвимости, это признание, что да, мы вот такие, какие есть, и с нами что-то может быть не в порядке. Здесь мы стоим полуголые под окнами своих родителей и орем: «Смотрите, ваш сын абсолютно здоров». Здесь мы все пристегнуты к этой бездне, которая внутри нас, и, кажется, она нас сейчас уничтожит. И сам Эвенс здесь же. Он тоже боится и тоже не знает, что делать. Он только верит, что есть какой-то выход из лабиринта. «Море, оно такое. Бывает и туман. Не беспокойся, молодой тигр, он нам ничего плохого не сделает» — слышит Родольф в конце книги. И это то утешение, которое есть у Эвенса для всех нас. Не то, что нас не ждет туман или что-то похуже, но так или иначе, мы сможем с этим справиться.