Это сейчас я понимаю, как много мне дала Британка, каким кладом для меня была эта учеба, как сильно изменила и мой подход к рабочему процессу, и взгляд на графику вообще.
И, хотя я не сомневалась ни секунды в том, что я пришла по адресу, первое время учиться было очень сложно.
Для начала: учёба на курсе начинается со скульптур в несколько метров — для оформления интерьера детской части фестиваля Non-fiction. То есть ты только пришёл учиться, и учиться рисовать, по большей части, тихонько сидя в углу, а тебя бросают на:
- какую-то здоровенную штуку в материале, и ты абсолютно не знаешь, как её делать. В твоих телефонных номерах появляются сварщики, ты узнаёшь, что такое переходная втулка, скупаешь, например, гипсовые бинты во всех аптеках района, со строительного рынка несешь пять килограммов черной проволоки 4 мм и двадцать бумажных скотчей, по пути заходя в рыболовный магазин за леской и пытаясь объяснить, насколько крупную рыбу ты будешь ловить (то есть скульптуру к потолку подвешивать);
- реальный проект, который увидят зрители, с реальным дедлайном — и не таким уж далёким;
- работу в группе с 3 другими людьми, с которыми ты не знаком, и с которыми у вас не совпадают рабочие графики (мне пришлось на финальную стадию брать отпуск на работе, и своё тридцатилетие я встретила дома одна, крутя из проволоки двухметровые оленьи рога).
Не знаю, что Витей было задумано, а что получилось само собой.
Но когда мы всё доделали, привезли на Газели в ЦДХ почти в ночи, починили отвалившееся после переезда и утром смонтировали всё на месте, вдруг выяснилось, что мы все перезнакомились и подружились, даже самые отъявленные интроверты. К тому же пришлось признать, что мы можем сделать всё, что угодно, и дальше уже ничего не страшно. А главное, что иллюстрация может быть и такой — здоровенной объёмной штуковиной, подвешенной к потолку.
После нон-фикшна с одной стороны стало полегче — казалось бы, вот теперь сиди в своём углу и рисуй, это уже что-то знакомое. Но я вообще не понимала, что от нас хотят, слом рисовальных стереотипов шёл с треском и скрежетом. Оказалось, что одногруппники, которые нигде не учились, могут решить задачу быстрее меня; пока я стараюсь сделать «красиво и правильно», все уже придумали интереснее и бодрее.
Сейчас я понимаю, что прекрасная преподавательница и художница Аня Журко имела в виду, когда комментировала мои первые потуги на курсе. И что из деликатности она не могла сказать: «очень скучные у тебя однообразные по форме персонажи, сделай этого круглым, а у этого пусть большой квадрат торса становится на тонкие ножки, сделай разницу между ними, забудь пока про реализм, он тебе мешает», а говорила какие-то странные вещи вроде «следите за контрформой», которые ставили меня в тупик. Часто я боялась переспросить, потому что чувствовала, что сейчас расплачусь, и это будет очень глупо.
Я не понимала почти ничего, особенно не понимала, когда говорили,
«возьмите вот этот принцип и примените его в своём стиле». В каком своём стиле, я к вам потому и пришла, что у меня нет своего стиля! Ну и вообще у Вити иногда бывает такое: не объяснять что-то, что ему кажется очевидным; например, что такое рабочая тетрадь по проекту и как её вести. Я ещё за несколько лет до учёбы слышала про эти рабочие тетради, но думала, что туда можно вклеивать только референсы и анализировать их (и поэтому свои эскизы вклеивать туда вроде как нескромно), а оказалось, что там ведётся ВСЯ работа по проекту — эскизная, текстовая и т. д. И, кстати, когда я уже была на втором курсе, кое-кто из первокурсников просил показать, как вести тетрадь — выходит, не одна я была такой непонятливой. Иногда Витя что-то много раз рассказывает на интенсивах и потом ему кажется, что он повторяется на занятии, но не все же приходят с интенсивов. В итоге часть информации на тебя обрушивается как нечто само собой разумеющееся, а ты первое время не знаешь, где у неё начало и почему так. Есть ещё один аспект, который раздражает первокурсников: ты приходишь учиться к Меламеду, а Меламеда первое время мало. На самом деле это нормально и правильно: Витя делегирует то, что можно делегировать своей команде преподавателей-суперпрофессионалов, пока он разбирает летние открытия и провалы (а летнее задание очень важное, это качественный скачок) со второкурсниками. Но первокурсники этого не понимают, остальных преподавателей ещё не знают и всегда ревнуют ко второму курсу. Ну и всё первое время у меня было ощущение, что нас очень много и внимания на всех просто не хватит (на самом деле, во-первых, хватает, во-вторых, группа всегда постепенно уменьшается).
К тому же я из тех, кому сложно работать в большой шумной аудитории и быстро; мне надо получить задание и пойти подумать, порисовать не стесняясь сначала какие-то каляки, которые никто не увидит, записать все идеи, повыбирать из них. Пособирать референсов (например, если я рисую стройку, то должна посмотреть, как устроены разные подъёмные краны, даже если потом я их буду очень упрощённо рисовать). А тут надо было много рисовать прямо в аудитории и за три часа, я ничего не успевала и мне абсолютно не нравилось то, что я делаю. Кто-то успевал «домашки» делать прямо во время занятий, а я всё долго переделывала дома. В общем, я была в отчаянии, но в какой-то момент решила, что будь что будет, это всё непонятно, но дико интересно, и пока меня не выгонят за полный провал, сама я не уйду.
Почему интересно? Ну какая-то информация до меня всё-таки доходила и я понимала, что это ровно то новое, за чем я и пришла. А вот чего я не ожидала, так это того, что огромная часть учёбы — это учёба у одногруппников. Людей на курс берут очень разных: и по возрасту, и по жизненному и рисовальному опыту, у некоторых вообще первое образование какое-нибудь техническое
(а это круто, потому что много нового рождается на стыке дисциплин) или литературное (и это тоже класс, потому что работа с текстом — важное для художника умение). Совсем отвязные и смелые перемешиваются с тихими отличниками, и все друг у друга учатся. Но главное — на курс берут людей, склонных мыслить нешаблонно. И в конце каждого занятия ты видишь 20-30 самых разных решений одной задачи — вот от этого у меня захватывало дух просто каждый раз, всё время обучения.