Павел ГришинДа, мы обсуждали уже эту историю, и, на мой взгляд, иллюстрация — это прежде всего медиа. Она играет очень большую роль на территории медиа и может является независимым медиа сама: передавать информацию, которую обычно нам сообщают новостные каналы, но делать это более универсальным изобразительным языком, запаковывая всё в какие-то метафоры и несколько стирая языковые барьеры, подчас даже усложняя сообщение.
Евгения БоневертЯ бы, наверное, выделила разные виды иллюстрации, потому что в классическом понимании иллюстрация — это иллюстрация текста, правильно? Но, например, на принт-маркете мы пользуемся термином «авторская иллюстрация». Маша, ты говорила, что у вас по-другому называется, есть определенный термин для художников-иллюстраторов, помнишь?
Маша Краснова-ШабаеваУ нас пытаются ввести термин «image-maker», который может объединять иллюстраторов, графических дизайнеров, даже живописцев иногда, фотографов, но больше его любят рисующие люди. Что такое «иллюстратор», для меня вопрос сложный, потому что то, что называют иллюстрацией — это довольно разнообразные вещи, это довольно плавающее, изменчивое поле. То есть иногда художник не называет себя иллюстратором, но при этом он иногда делает иллюстрацию на заказ для журналов. Иногда он называет себя иллюстратором, но он расписывает стены. Может быть, нам не нужно искать это определение, может быть, в нашем современном мире невозможно это сделать. И Женя сказала, что да, это иллюстрация текста, но даже исторически это не только иллюстрация текста. Я как человек, вышедший из советского классицизма, назвала бы это тем, что раньше называли графикой, графическим искусством. Когда я говорю про иллюстрацию, я понимаю, что часто говорю про рисунок, про графику, иногда даже про живопись.
Для меня легче думать об иллюстрации как о каком-то нестабильном. Например, мы можем нарисовать на карте озеро, и оно будет очень статичным и нарисованным одной линией, но в реальности это озеро постоянно движется, и у него даже могут быть берега разными в зависимости от времени года, оно может меняться, оно постоянно живет, там что-то внутри происходит. Но если мы смотрим только на карту, то мы начинаем игнорировать все, что не подходит под эту картинку. Это только один взгляд на иллюстрацию.
Алексей МасляевМне очень нравится эта метафора, эта аналогия с озером, и я её полностью принимаю, но не могу согласиться, пожалуй, с её интерпретацией. Потому что усложнение этого изображения озера — это обогащение нашего представления о том, с чем мы вдруг столкнулись, с чем мы имеем дело. Но при этом мы знаем, что кружочек, нарисованный одной линией, это тоже озеро, и что этот кружочек существует, и что это нам даёт изначальное представление, некую отправную точку для того, чтобы понять, что что-то развивается, обогащается, что появляются новые тенденции, ранее не существовавшие. Никто, я думаю, не имеет в качестве своей интенции желание раз и навсегда иллюстрацию определить и соответственно все, что в это определение вмещаться не будет, исключать из сферы. Но все-таки говорить, что это какая-то совершенно неопознаваемая вещь — это дискредитировать во многом и наш разговор как таковой, потому что мы тогда не имеем предмета для обсуждения.
Мария Краснова-ШабаеваДа, это моя первая версия, которую я для себя приняла, это то, как я воспринимаю иллюстрацию. Вторая версия у меня такая, что иллюстрация — это просто инструмент, который в принципе может использовать любой художник.
На самом деле, я согласна с Пашей, что это прежде всего медиа, и художники современные тоже иногда используют иллюстрацию сейчас, то есть это все больше становится каким-то инструментом, каким-то определенным сектором работы. Кто-то иллюстрирует свой проект, описывает свой проект с помощью иллюстрации, выбирает именно рисунки, чтобы задокументировать свой проект.
Или например, я сегодня прочитала
интервью Ани Сарухановой, и мне понравилась одна мысль, что современное искусство высказывается в относительно замкнутом сообществе, тогда как иллюстрация предполагает более массовое распространение, она более удобна, удобоварима, понятна, потому что иллюстрировать — это значит просвещать, упрощать в какой-то степени идеи, иногда довольно сложные и тяжелые. И у иллюстрации это очень хорошо получается, и в этом смысле массовость как репродукция изображения с объяснительной функцией, возможно, имеет смысл.
Евгения БоневертУ нас всплыло слово «рисунок». Мне кажется, в Советском Союзе было разделение: графика, рисунок и иллюстрация. Иллюстрация всегда обозначала работу на заказ. Иллюстрация как международное слово приходит к нам из английского, и давление этой английской культуры и всей информации, которая к нам поступает, со временем замещает «рисунок» как формат про авторское высказывание, и всё становится вдруг «иллюстрацией». И мы сами запутываемся, а ведь есть слово «рисунок»: он и обозначает то, что мы ищем.