Где содержание?
Где комментарий?
КОНТЕКСТ
Текст: Лоренс Зиген
Перевод: Ксения Копалова

Текст изначально опубликован в Creative Review 28 февраля 2012
В 2012 году Creative Review опубликовали критическую статью о состоянии иллюстрации Лоренса Зигена, на тот момент — декана факультета дизайна в Колледже коммуникаций Лондонского университета искусств. Этот короткий и резкий комментарий, несмотря на чёткую привязку ко времени и месту публикации, до сих пор цитируют исследователи иллюстрации, говоря о проблемах индустрии и том, что в ней изменилось за последние десять лет. Публикуем перевод отрезвляющего текста, который и сегодня заставляет окинуть общим взглядом как личный, так и коллективный вектор движения в области иллюстрации.
Если вы переходили недавно мост Ватерлоо, вы это видели. «Борись с пустотой» — призыв, доносящийся с огромного щита со стороны галереи Хейворд — увеличенная работа Дэвида Шригли с его фирменным рукописным шрифтом и изображением сжатой в кулак руки, нарисованной в его уникальном наивном иллюстраторском стиле. «Борись с пустотой» Шригли одновременно говорит всё и ничего — это призыв к действию или пустой лозунг, декларация намерений или еще один бессодержательный афоризм? Занимающийся то иллюстрацией, то комиксом, то анимацией Шригли — художник, и как художник обладает ответственностью, а благодаря галерее Хейворд — и возможностью прокомментировать то, что происходит в обществе. Тем не менее, в узком смысле мантру Шригли можно воспринимать как призыв проснуться, обращенный к современной графике и иллюстрации — дисциплинам, от которых Шригли всегда так настойчиво дистанцировался.

Прямо напротив, через реку от галереи Хейворд с работой Шригли, но идейно — в миллионе километров от них — Сомерсет Хаус запускает уже третий по счету ежегодный фестиваль Pick Me Up [Проходил с 2010 по 2016 год в Лондоне — Прим.ред.], на котором представлены «новейшие, крутейшие и самые потрясающие таланты в искусстве графики». Вот, казалось бы, возможность индустрии ответить на боевой клич Шригли и пойти бороться с пустотой; заявить себя на новых территориях, оспорить стереотипы и устоявшиеся правила. Но кто слышит этот призыв? Есть ли хоть кто-то вне уютного мирка графики и иллюстрации, кто извне приходит внутрь, чтобы узнать, что там происходит? И, когда этот кто-то там оказывается, то что же он обнаруживает?
Предлагают ли нам хоть что-нибудь помимо «красивых картинок»? Что-нибудь помимо сплошной пустоты?
Иллюстрация в очередной раз оказалась под реальной угрозой возвращения к своей подсобной роли кустарного производства при творческих индустриях. Очарование цифрового уже прошло, и область ощутимо вернулась к аналоговому миру ремесленной эстетики, в котором иллюстратор обменивается любезностями со своей аудиторией — состоящей преимущественно из других иллюстраторов, будь то студенты или профессионалы.

Где содержание? Где комментарий? Всё вертится вокруг материалов, а не смыслов. Всё — вокруг количества, а не качества; вокруг дизайнерского производства, а не дизайнерского мышления. Стиль оказался важнее содержания, а функция следует за формой. Иллюстрация самоустранилась из больших общественных дебатов, чтобы сфокусироваться на пустой болтовне и пересудах своего внутреннего святилища пустоты.
На недавний проект с плакатами к Олимпийским играм, которые включали настоящие жемчужины в виде работ Трэйси Эмин, Гэри Хьюма и Мартина Крида, обрушился шквал критики от графдизайнеров, как внутри страны, так и за ее пределами: как могла быть упущена такая возможность заказать работу у известных и действительно классных современных британских графдизайнеров?

Шквал протеста от графдизайнеров, — но оглушительная тишина от графиков и иллюстраторов. Вот прекрасный пример области, настолько зацикленной на самой себе, что очередной только что вышедший из-под печатного станка глянцевый каталог, нашпигованный иллюстрацией, отправляется прямиком на журнальные столики, чтобы гордо занять там свое место бесполезной макулатуры.
Очевидно, что область по-прежнему неспособна выглянуть за пределы своей лужайки и посмотреть, что творится в мире.
Так куда же иллюстрации идти дальше? Как ей развиваться? Если происходит застой, если иллюстрация не интересуется более широкими вопросами или комментированием происходящего здесь и сейчас, где же тогда будущее графики? Учитывая сегодняшнее все возрастающий интерес иллюстраторов к практикам, не зависящим напрямую от заказов из индустрии, и полагающимся на изготовление собственных продуктов — принтов, книг, зинов, одежды, сумок и брошек — что заставит поменяться и шагнуть вперед эту «хозяюшкину экономику»? Если не социальный комментарий, то, может, крупный бизнес может зажечь иллюстрацию? Может быть, будущее иллюстрации определилось бы более активным и ориентированным на бизнес отношением тех иллюстраторов, которые сейчас работают индивидуально?
Январская лекция Хавьера Марискаля, иллюстратора и графика из Барселоны, в Central Saint Martins продемонстрировала работы этого мастера линии; однако, даже более впечатляющей, чем сами работы, была широта их спектра. Марискаль, некогда официальный художник Олимпийских игр в Барселоне 1992 года, известный успешным ведением бизнеса своей творческой студии, показал огромное количество работ для самых разнообразных клиентов: от сетей отелей до фэшн-ритейлеров, от банков и финансовых организаций до баров, ресторанов и производителей мебели. Каждый такой крупномасштабный проект был свидетельством столь же крупномасштабного мышления, происходившего из работы студии, которой руководил увлеченный и целеустремленный иллюстратор с его выдающейся личностью и верой в себя.

Но модель студии не нова, просто она — одна из немногих хорошо работающих: вспомните Милтона Глейзера и Сеймура Чваста в Pushpin Studios в Нью-Йорке 50-х, вспомните Джорджа Харди и Буша Холлихэда в NTA Studios в Лондоне 70-х, Кики и Лулу Пикассо из Bazooka Парижа 70-х. Конечно, в 21-м веке тоже есть удачные модели работы, но лучшее, что сейчас есть, похоже, происходит в местных нишевых издательствах — в Nobrow, лондонском независимом коллективе, публикующем прекрасные книги иллюстраторов, в Ditto Press, специализирующихся на цифровой и аналоговой печати для иллюстраторов и графиков; есть Landfill Editions, Panther Club...
Откуда берутся иллюстраторы, студии и коллективы, которые хотели бы выйти за пределы мира графики и исследовать потенциал работы и коммуникации с более широкой аудиторией?
Peepshow Collective (что интересно, уже отнюдь не «новейшие» — основанные в 2000 — но по-прежнему классные) проведут 10-дневную резиденцию на Pick Me Up 2012, вслед за тем, как в 2010 то же самое делал Роб Райан и в 2011 — Энтони Бёррил. Но смогут ли они использовать эту возможность, чтобы выступить за что-то большее, чем вялые визуальные любезности и пустые слоганы? Смогут ли Peepshow во время своей презентации — «The Museum of Objects & Origins» — подхватить призыв Шригли с того берега Темзы и Бороться с Пустотой? И, если смогут, то найдется ли кто-то, кроме «новейших, крутейших и самых потрясающих», кто станет их смотреть и слушать?

Made on
Tilda