Морс сейчас существует на ваши собственные средства?
Да. Бюджет складывается из иллюстраторских взносов, на которые мы делаем иллюстраторскую часть фестиваля (часть выставки, печать каталога), и посетители-гости фестиваля, которые покупают билеты — эти деньги идут на оборудование (экраны, проекторы и т. д.), ну и наши средства идут в ход, потому что без этого никуда...
Во Франкфурте была опция: можно было подать заявку и получить стенд бесплатно. Мы такую заявку подали, конечно, не победили, но нам дали скидку, что воодушевило все-таки принять участие. На тот момент это показалось подъемными деньгами, и мы (со мной ездила Светлана Лядова — директор студии «Азбука Морса») поехали, хотя я, конечно, не учла, что жилье будет стоить так дорого и будут разные сопутствующие траты. Но, как бы то ни было, мы справились, и это был очень классный опыт. В целом мы существуем на собственные средства, хотя у нас есть партнеры, например, Красный Карандаш, который предоставляет материалы и ряд других компаний, но никаких государственных субсидий у нас сейчас нет.
Когда мы только начинали, у нас были мысли обратиться за финансовой помощью к госорганизациям. Это был 2015 год, год книги, и мы торопились сделать что-то громкое и глобальное. Мы были зеленые и молодые, и думали, что нам обязательно в этом помогут, и даже вышли на каких-то людей из Министерства образования и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, но там мы встретились с очень некрасивым чиновничьим отношением, когда за человеком нужно было пять часов хвостом ходить, чтобы тебя просто выслушали. И черт бы с ними, с деньгами, но там мы даже не встретили просто человеческого отношения. Мы пытались связываться с другими государственными организациями, но дальше — больше, и в итоге мы пришли к тому, что это клево — быть независимыми.