Неудивительно, что то и дело я получаю электронные письма от незнакомцев (обычно студентов, но был в их числе и профессор, который изучал комиксы) с вопросом о том, где искать «теорию иллюстрации». Как таковой ее не существует, но есть множество работ, исследований и теорий по изобразительному искусству, созданию изображений, визуальности, связям слова и картинки и всевозможным способам взаимодействия с визуальным. На самом деле к тому, что мы обычно называем иллюстрацией, можно применить практически любую теорию, будь то научную, гуманистическую, практическую, социально-научную или любую другую. Возможно, это потому, что люди ищут суть идей, способных описать всю совокупность иллюстрации и дать ей определение, где только возможно. Студентам, особенно заинтересованным в теории иллюстрации, может пригодиться новый учебник «
История иллюстрации», опубликованный в марте 2018 года со мной и Уитни Шерман из Колледжа искусств Мэрилендского института в качестве соредакторов под редакцией Сьюзан Дойл из Род-Айлендской школы дизайна. Авторами и рецензентами этого учебника стали 50 преподавателей, историков и практиков из нескольких стран. Студенты и прежде могли получать определенные знания по теории, философии и культурологии в учебных заведениях на курсах Liberal Arts* (
модель обучения, наиболее распространенная в США и предполагающая, что студенты сами выбирают состав программы, по которой учатся — Прим.ред.), но эта книга стала первым учебником, покрывающим иллюстраторские традиции разных стран и представляющим идеи известных мыслителей, от Платона до Вальтера Беньямина и Джудит Батлер, непосредственно в поле иллюстрации, и обозначила кардинальные изменения в том, что составляет базу обучения этому предмету.
Здесь будет уместно сделать паузу и поразмышлять об актуальности и целесообразности «теории иллюстрации», задав ряд полезных, но непростых вопросов. К моему сожалению, все авторы в этом номере поддерживают преподавание теории в обучении иллюстрации, и, несмотря на мои приглашения, никто не выступает за противников, что уже говорит о многом. Я бы хотела избежать обострения культурных разногласий между «либералами» и «консерваторами», которые сегодня возникают во многих сферах культуры. Иллюстраторов, у которых раньше не было возможности участвовать в дебатах по теоретическим вопросам (чаще всего они старше, больше интересуются традиционными жанрами и развитием мастерства и поэтому, видимо, несправедливо считаются консерваторами), обычно можно услышать разве что в интернет-троллинге, злобных карикатурах, за кружкой пива или жарких спорах на панельных дискуссиях и педагогических советах.