На данный момент, к сожалению, иллюстратор, погруженный в насущные рабочие вопросы, редко занимается публичным критическим осмыслением профессии. Более того, критические исследования и теория часто самим же иллюстраторам видятся как оторванные от жизни, непрактичные и потому не необходимые. Это проявляется и в том, как формируются учебные программы, и в том, как их студенты относятся к теоретическим дисциплинам, если они вообще есть. Когда говоришь «теория в иллюстрации», зачастую студенты представляют «теорию цвета» или «теорию композиции». В России не только у студентов, но и у многих преподавателей вызывает недоумение утверждение, что практика иллюстрации встроена в общий культурный контекст и связана с более широкими экономическими, социальными и политическими процессами. То, что внесение иллюстрации в спектр объектов академических исследований в том числе формирует ту самую институциональную среду, влияющую на статус профессии, как правило, представляется притянутой за уши гипотезой, а то, что наличие исследований иллюстрации влияют на количество денег, которые зарабатывают иллюстраторы, кажется и вовсе нелепой фантастикой.
Поэтому в разных странах существуют разные инициативы, популяризирующие исследования иллюстрации — в первую очередь, конечно, среди студентов этого направления. Например, в английском издательстве Intellect выходит
Journal of Illustration, авторы которого преподают в английских (и не только) художественных вузах. Недавно в Bloomsbury вышла книга
Illustration research methods, написанная преподавателями Кингстонского университета. В США некоторое время назад была опубликована огромная книга
History of Illustration под редакторством преподавателей ряда американских вузов. В Музее Нормана Роквелла проводят всевозможные лекции, конференции и поддерживают исследовательские инициативы,
на сайте публикуют эссе об иллюстрации. Во Франции существует исследовательский коллектив
Illustr4tio, который занимается академическими исследованиями иллюстрации.
В России изучение иллюстрации пока не носит системного характера. Сказать, что работ на этот счет не появляется, было бы несправедливо, но они, по большей части, остаются в пределах области, в которой они появились: если вдруг филолог или социолог пишет работу об иллюстрации, то иллюстраторы в России практически наверняка никогда о ней не узнают. Научные сотрудники музеев и библиотек, искусствоведы и культурологи время от времени пишут об иллюстрации, проводят дискуссии и конференции, но эти работы, как правило, не рассматривают того, что происходит в иллюстрации прямо сейчас. Значительная часть таких работ и событий фокусируется на книжной графике, в то время как сами иллюстраторы заняты в куда более широких и разнообразных сферах. Сложно представить обстоятельства, при которых иллюстрация в целом (а не только отдельные области, такие, как политическая карикатура или комикс) независимо от самих иллюстраторов вдруг для исследователей из других областей станет значительно интереснее, чем она есть сейчас. Именно поэтому так важно, чтобы артикулированное осмысление иллюстрации, её истории и контекста стало такой же частью иллюстраторской практики, как рисование, поиск клиентов или планирование бюджета.