Но тем не менее, как ты верно заметила, есть не только школы, но и отдельные авторы — такие, как Лора Карлин — которые влияют на индустрию. Мне кажется, например, что то, что делаешь ты, оказывает огромное влияние на то, что происходит в локальном сообществе иллюстраторов.
Мне очень трудно это увидеть, если мне только об этом не скажут извне. Бывали истории, когда я напарывалась на вещи, очень близкие к плагиату: когда это не совсем содранная, но очень близко перерисованная картинка, и человек не рассказывает, откуда у неё ноги растут. Это не плагиат в строгом смысле, но это очень неприятно и совсем не лестно. Это совершенно не та эмоция, когда думаешь: «Ого, мне подражают, как приятно!» Это чувство, когда у тебя пошарили по карманам и выдали за свое. Мне было бы очень радостно знать, если кто-то взял что-то от меня, сделал по-своему и получилось бы круто.
А насколько ты вообще следишь за тем, что пишут и говорят люди в иллюстраторском сообществе — и в России, и в Италии? В какой-то момент я почувствовала, что вокруг столько информации, движухи, клубов и сайтов, что я не в состоянии и десятую часть этого охватить, а когда пытаюсь, меня накрывает чувство, что я многое упускаю. Поэтому я для себя решила, что я просто буду следить в Инстаграме за несколькими художниками, которые мне действительно интересны. Еще я пробегаю глазами свою ленту — для меня это основной источник новостей.
Кроме того, есть Болонская ярмарка, которая каждый год привозит много выставок, помимо самой ярмарки, книг и стендов издательств. Например, у меня никогда не было возможности поехать в Южную Корею (до последнего надеялась, что поеду туда после конкурса
NAMI CONCOURS, который мы выиграли с книгой про Трюффо, но все сорвалось). Мне кажется, Азия в плане книжной иллюстрации может позволить себе такие крутые и прогрессивные вещи, которые даже французы не всегда могут себе позволить.
Каждый год на ярмарке в Болонье посвящен какой-то стране: например, когда был год Германии, они привезли просто фантастический выставочный проект, где были не только классики вроде
Хеннинга Вагенбрета, но и молодые ребята. Болонская ярмарка — это бомба, и я очень страдаю из-за того, что её второй год подряд нет. Я не так много общаюсь с издателями, но знакомые иллюстраторы здесь в Италии тоже в каком-то ступоре из-за того, что такого важного события нет уже второй год.
Вспоминаю, что когда училась у Попова, он мне сказал: «Вика, если ты хочешь заниматься книгой, поезжай в Болонью». Это был где-то 2008 год, и тогда мне, конечно, это показалось сущей дикостью: я не представляла, что перееду сюда. Тогда это было настоящее пророчество.