В 2005 году я написала статью для журнала
Eye о том, что я считаю моментом возрождения орнамента. «В последние несколько лет, – заметила я, – страницы, которые мы переворачиваем, экраны, которые мы включаем, и пространства, которые мы посещаем, вырастают из декоративных деталей, геометрических паттернов, мандал, флеронов и завитков вымышленной пышной флоры. Что произошло в дизайнерском климате, который на протяжении большей части столетия был заведомо враждебным по отношению к созданию, применению или даже упоминанию декорирования? Что привело к декриминализации орнамента, заметной в сегодняшней дизайнерской практике и мышлении? И, помимо очевидного тренда на пересмотр предыдущих исследований орнамента, в чём более глубокое значение этой декриминализации?»
Тогда я выделила три варианта возрождения орнамента:
Во-первых, есть неподдельное и решительное празднование орнамента как такового. Некоторые дизайнеры, зная, что орнамент лишён смысла и отделён от функции, вместо того чтобы возражать против этого, решили освоить территорию бессмысленного, бесполезного, чрезмерного и преувеличенного декорирования. В зависимости от ваших эстетических предпочтений такая работа может рассматриваться как эгоистичная пародия или акт провокационного неповиновения, или же как акт возвращения себе территории фантазии, буйства красок и форм.
Во-вторых, появилась странная ностальгия по природе и сельскому прошлому. Странная, потому что большая часть этих богатых паттернами и орнаментами работ напоминала о времени и месте, которых никогда не было, времени и месте, которые существовали лишь в коллективном творческом пространстве, выходящем далеко за рамки личного и культурного опыта отдельных дизайнеров. Изображая пасторальные сцены, идеализированные доиндустриальные пейзажи, населённые дикими животными (в частности, оленями и совами), и обращаясь к визуальному символизму геральдики, современные и в основном городские дизайнеры, похоже, пытаются воссоздать прошлое и сельскую идиллию как способ бегства от городской реальности.
В-третьих, есть дизайнеры, исследующие более мрачные, городские и ироничные антиутопии. Британский дизайнер шрифта Джонатан Барнбрук создал замысловатые тибетские молитвенные мандалы, составленные из тысяч крошечных корпоративных логотипов в качестве размышления о глобализации. В работу «Паттерны пригородов Стоунера» Джеффа МакФетриджа был включён камуфляжный принт «Все вчерашние вечеринки», представляющий собой узор из мусора, остающегося после вечеринок: пивных банок, бутылок и окурков. Точно так же Даниэль ван дер Вельден и Морин Мурен в
айдентике Голландского фестиваля 2005 года соединили уличный мусор с витражами собора, и использовали паттерн аргайл, который часто носят типичные посетители фестиваля из среднего класса, тем самым создав образ апокалипсиса в знак критики неолиберального голландского общества. Ван дер Вельден сказал мне, что для того, чтобы выразить политические взгляды, создать многоуровневый нарратив и сделать отсылки к истории графдизайна, дизайнерам необходимо использовать «игривость и многослойность» и «визуальный словарь менее догматичный и более богатый, чем Модернизм».