Когда я вспоминаю момент, в который я решил стать иллюстратором, я не могу отделить его от осознания, что мне сначала для этого потребуется «стиль». Как если бы понимание того, что такое «стиль», было необходимым условием для понимания того, что такое иллюстрация. Но сегодня, несмотря на то, что думаю, что знаю, что такое иллюстрация, я, признаться, сомневаюсь, что понимаю, что такое «стиль»: из чего он состоит, что позволяет и запрещает, и почему с самых первых шагов он воспринимается как неотъемлемый аспект работы. Тем не менее, мой первый вопрос в профессии был не «что такое стиль?», а «как мне найти свой стиль?», поэтому кажется уместным начать именно с него. Этот вопрос очень современен: в конце концов, почти вся история искусства знает стиль как ретроспективную категорию, которая применяется к набору работ после того, как они были созданы, и чаще всего - кем-то помимо самого художника. Для иллюстраторов же, отчасти в силу коммерческой природы работы, вопрос стиля встает еще до первого штриха карандаша и остается актуальным вплоть до самого конца, когда бы этот конец ни случился.
В вопросе «как мне найти свой стиль?» я вижу сдвиг от стиля как категории, которую использует зритель, к ситуации, когда художник сам этот стиль порождает, определяет его в словах, шлифует, следует ему, продает его и т.д. Но что, если стиль сложнее? Что, если стиль в конечном итоге все же определяется не мной, или не только мной? Что, если это комплексный социальный конструкт, включающий в себя множество акторов и длинную цепь событий? Не переключайтесь, сейчас расскажу по порядку.