Стиль и авторское право
Должен признать, деконструкция идеи стиля — непростая задача; чем больше я о нем говорю, тем больше наделяю это понятие какой-то спецификой, и тем более утверждаю его как нечто «реально существующее» само по себе. И это тоже часть природы стиля, онтологии стиля, то есть «представления в культуре и правовом поле о том, что такие вещи, как стили, существуют и обладают особыми свойствами» (Wilf, 2014). Уилф, антрополог, занимающийся вопросами творчества, пишет, что обратная сторона онтологии стиля — это авторское право. С 18 века мы начинаем встречать споры о том, следует ли считать авторское право фундаментальным правом создателя работы: «[...] защитники авторского права утверждали, что собственность, которую оно отстаивает, — не книга как физический объект, и не идеи, изложенные в ней, но что-то иное, сущность, сочетающая в себе стиль и чувство». (Rose, 1993: 109) Прежде чем подробно разобрать это утверждение, кратко определим понятие авторского права.
Сегодня мы склонны думать об авторском праве и интеллектуальной собственности как о том, что естественным образом принадлежит автору, но, как объясняет Марк Роуз (1993), «Авторское право, то есть практика закрепления за собой ликвидного права на текст (или на любое другое художественное произведение), который рассматривается как товар, является специфичным для Нового времени институцией. Оно — порождение печатного станка, процессов индивидуализации авторства в позднем Средневековье и раннем Ренессансе, а также развития рыночного общества в 17 и 18 веках».