Евгения Баринова
Мне даже кажется, что принт-маркет сам по себе, его популярность и развитие, очень сильно повлияли на образ иллюстрации, на те стилистические решения, которые даже в цифровой иллюстрации стали происходить. Шелкография, наложение цветов, имитация того, что вы это напечатали через шелк или выполнили в черно-белой линогравюре, и потом сделали из этого брендинг сайта. Это существует, потому что вокруг нас стало появляться гораздо большее количество принтов. Мы их видим, мы ими кормимся. Юля в прошлый раз озвучила прекрасную идею о том, что коммерческая иллюстрация, ее существование, ее образы и приемы, формируют и книжную иллюстрацию в том числе. Это взаимосвязанные процессы. Мы как художники, проходя мимо чего-то прекрасного, это так или иначе впитываем и оно транслируется потом в нашу работу. Чем больше мы создаем нового, тем больше оно впитывается и наоборот, мы отдаем что-то свое переработанное обратно. И это тоже очень классно.
Юлия Блюхер
Тут в чате многие люди пишут, что в маленьких городах всё иначе устроено и всего того, о чем мы говорим, там нет. Мне кажется, что очень важно сейчас понимать, что дело не в крупности города, а в том, как проект начинает существовать — потом, после того, как выставка заканчивается. Зачастую для того, чтобы запустить лавину событий, необязательно делать гигантскую выставку, вы можете собраться с тремя единомышленниками и сделать квартирник, и на этом квартирнике снять видео процесса, выложить это в интернет, поставить правильные теги к своему городу, и вполне возможно, что о вас узнают, подтянутся другие художники, кто-то предложит помещение. Под лежачий камень вода не течет: пока мы ничего не делаем, кажется, что ничего не будет происходить. Это тоже к вопросу об ответственности.
Мы делали с друзьями выставку в Орле, просто собрались для своих и повезли туда какие-то работы. Это не сложно. Важно с этим событием просто выйти в интернет-пространство вашего города, пригласить друзей, начать делать.
Иначе получается, что все регионы будут ждать и ждать, когда Москва решит за них, что делать. Я, конечно, утрирую, но как человек полжизни проживший в маленьком городе, я это прекрасно понимаю, и, тем не менее, думаю, что все в наших руках. Если мы хотим, чтобы у нас было классное сообщество, то мы у себя внутри это сообщество организуем, хотя бы для самих себя. Возможно, через какое-то время оно станет больше. Любая большая институция начинается с маленького междусобойчика.
Елена Рымшина
У меня есть небольшой комментарий. Приходилось с нуля, например, делать биеннале графики в Новосибирске, и это не самая маленькая институция. Биеннале поддержал местный музей и отдавал свои выставочные площади, и свои возможности по экспозициям, и свою монтажную бригаду. Но, уверяю вас, если это не принято местным сообществом и если это не инициатива местного сообщества, никакой московский десант ничему никогда не поможет.
Если вы не начнете самоорганизовываться, в маленьких городах ничего не начнет происходить. Мы привозили 14-17 выставок лучших московских, тогда в Москве было гораздо больше функционирующих галерей, и показывали это все в Новосибирске, и нас же еще спрашивали, причем спрашивали официальные телевизионные каналы впрямую на камеру, почему мы смеем тратить деньги налогоплательщиков, потому что мы тут, понимаете ли, абстрактное искусство показываем. На что мы отвечали, что ни один солдат-срочник, мать-одиночка и пенсионер не пострадали, потому что все это, весь наш приезд был оплачен самими галереями.
Но прекрасный пример — Пермь. Если местное сообщество отвергает то, что им туда привозят, ничего хорошего не произойдет. Если вы хотите, чтобы в ваших маленьких городах происходила какая-то жизнь, возникает вопрос к вам самим. Если вы захотите сами что-то сделать, вы сделаете. Если нет, никакие варяги ни в какую сторону повернуть ничего не смогут, это будет не тот поворот руля, которого бы вам хотелось.
Юлия Блюхер
Не стоит еще думать, что есть некие «вы» и некие «мы» или «они». На самом деле мы все в одной лодке. Если все время пытаться перевалить эту ответственность на кого-то другого, то никуда не сдвинешься. И второй момент: бывает, что в городе существует хоть какая-то движуха, и туда приглашают, говорят: пожалуйста, приезжай к нам с мастер-классом, потому что у нас ничего не происходит, но мы организовались сами и очень хотим его провести, готовы даже что-то заплатить. В таких случаях зачастую едешь, просто потому, что тебе интересно и важно такие инициативы поддерживать. Но приехать туда, где есть почва, гораздо проще и эффективнее, чем приехать вспахивать целину. Всем тем, кто хочет, чтобы у них что-нибудь происходило, необходимо самому начать пахать эту землю и звать других, кто поможет тебе разные семена в нее посадить.
Эльчин Али-заде
Я полностью поддерживаю Юлю в этом вопросе. Есть множество примеров, когда люди, не имеющие никакого опыта организации художественных мероприятий, организовывали какие-то мероприятия. У меня тоже не было никакого художественного опыта и у меня нет художественного образования. Собрать выставку — это не всегда то, что сопряжено с каким-то супер-сложными знаниями, которые можно получить только на искусствоведческом или кураторском факультете. В любом городе есть места, которым нужен контент. В первую очередь я говорю о не совсем больших местах: это могут быть дома культуры и выставочные залы, которые существуют у всяких заводов и предприятий. И в последнее время, как я заметил, представители этих пустующих зон, сами заинтересованы в новых инициативах, потому что правительство их просит немного джентрифицировать такие места и привлечь туда молодежь, или чтобы не пустовало помещение. В таких случаях они бывают совсем не против принять выставку и даже фестиваль. Есть много примеров инициативы на местах от людей, которые не были связаны с искусством никак: они просто хотели попробовать себя в этом, и у них получалось. Действительно, не стоит ждать от кого-то, найдите место, и, поверьте мне, мест, которым нужен контент, который вы хотите показать, более чем достаточно. Они в этом заинтересованы ничуть не меньше, чем вы, просто у них не всегда есть выход на вас.