дело
Стоковые лицензии как точка отсчёта
Евгения Баринова
9 июля 2020
Далеко не каждый иллюстратор хочет заниматься стоковой иллюстрацией, и это в порядке вещей. Стоковая иллюстрация — это вполне себе отдельное самостоятельное дело, требующее огромного количества времени и усилий, особенно на первых порах. Тем не менее, нельзя отрицать, что стоки — огромнейший рынок иллюстрации, которым пользуются компании со всего мира, а значит принимают лицензионную и ценовую политику стоков. Давайте разберёмся, в чём состоит эта политика, и как знание стоковых расценок может помочь нам в расчете стоимости своей работы.
Для сравнения мы возьмём четыре основных популярных ресурса для покупки стоковых иллюстраций: относительно новый Adobe Stock, Getty Images, iStockphoto и Creative Market. Последний ресурс несколько отличается от предыдущих, так как там авторы сами устанавливают стоимости на разные лицензии, но общие тенденции всё равно можно выделить. У большинства ресурсов имеется 1–2 варианта лицензий, но их все объединяет то, что они неисключительные. То есть лицензировать одну и ту же иллюстрацию могут сколько угодно покупателей. Именно поэтому цены на базовые стоковые лицензии обычно весьма доступные, а когда вопрос касается расширенных лицензий — тут уже сложнее.

Ценовая политика стоковых ресурсов принимается и используется покупателями со всего мира, а значит является частью рыночных цен на иллюстрацию. Знание этих цен может помочь иллюстратору в определении средних стоимостей лицензий при оценке своей собственной работы.
Adobe Stock
Adobe Stock — достаточно молодое предприятие, существующее с начала 2019 года. Цены там относительно низкие, по сравнению с другими, но и выбор не очень большой. Стандартная лицензия подразумевает до 500,000 копий и запрещает использование на товарах. Расширенная — позволяет делать всё и в неограниченных количествах. Но не забываем: как и во всех стоках, эта лицензия — неисключительная. Сколько же платит покупатель за приобретение таких лицензий? Стандартная лицензия стоит около 644р, а расширенная — 6184р. Стоимость расширенной лицензии — самая дешевая из всех конкурирующих стоковых ресурсов. Но и выбор иллюстраций в этой категории достаточно невелик, и объективно говоря, — не очень-то интересен визуально. Здесь много векторных котят и достаточно грубо выполненных общих тематических спотов.
Другое дело — в разделе Premium иллюстрации. Тут и качество работ и размер цен совсем другой. Покупка Улучшенной лицензии (без ограничения тиража, но и без возможности товаров на продажу) обойдётся покупателю в 19,332 рублей. А точно такая же лицензия на экстра большой размер иллюстрации может стоить до 40,000 рублей.
Getty Images
Getty images продаёт всего один основной вид неисключительной лицензии — без ограничения тиража и способов использования.
Но есть вариация в цене относительно размера файла, который покупает клиент. Похоже на систему, которую мы уже видели в Adobe Stock premium, только с большим количеством вариантов. Лицензия на самый маленький размер, подходящий для онлайн использования стоит 3,500р. Такой размер не получится напечатать в хорошем качестве, и вряд ли получится разместить на товарах. А вот векторный файл, позволяющий любые размеры и модификации, стоит уже 42,600 рублей. Getty так же дают возможность обсуждать опцию выкупа исключительной лицензии, но очевидно, это будет возможно только если остальные пользователи откажутся от своих текущих лицензий, да и стоить она будет в разы дороже чем эти 42 т.р.

iStockphoto
iStock — часть Getty, c более базовым набором контента и более доступными расценками. iStock работает по системе кредитов и вариантов лицензий на иллюстрации здесь достаточно много. Самая базовая лицензия, с ограничением тиража в 500 тысяч копий и запретом на использование на товарах стоит всего 430 рублей. А если у покупателя оформлена подписка, то стоимость такой лицензии снижается аж до 214 рублей. Такая подписка хороша для онлайн-журналов и прочих медиа, производящих большое количество редакционного материала. А вот добавление дополнительных опций (неограниченный тираж, использование на товарах, неограниченное количество пользователей, юридическая поддержка) повышает стоимость лицензии аж до 51,000 рублей.
Creative Market
И последний ресурс, очень популярный среди российских иллюстраторов — Creative Market. На этом ресурсе есть достаточно интересные, и, на мой взгляд, весьма удобные виды лицензий, например Личная лицензия, которая не позволяет использовать работу в товарах на продажу или для какого-либо коммерческого использования. Зато иллюстрации, приобретённые под личной лицензией очень доступны по стоимости и могут быть использованы в личных блогах.

Тут важно еще раз заметить, что на этом ресурсе авторы устанавливают цены на разные лицензии сами. Здесь можно найти Личную лицензию и за 150 рублей, и за 80 тысяч. Но в любом случае полезно проследить динамику роста стоимости лицензий, от личной к расширенной, для самых популярных иллюстраций. Средняя стоимость личной лицензии получается примерно 1000 рублей, а коммерческой лицензии (ограничение: 250 тысяч конечных товаров) — 10000 рублей, то есть в 10 раз больше.

К сожалению, и здесь можно частенько найти случаи, когда автор назначает минимальную разницу между стоимостями и продаёт коммерческую лицензию за гроши, видимо, по незнанию.
Оценка лицензий на практике
Почему же полезно знать эти расценки на неисключительные стоковые лицензии? Ведь в практике работы с конкретным заказчиком, мы обычно передаём исключительную лицензию или даже отчуждаем исключительное право (читай — абсолютно все отчуждаемые экономические права). Конечно же, конкретный ценник на «исключительность» работы повесить достаточно сложно, особенно если эта исключительность будет длиться какой-то ограниченный срок. Тогда как стоковая лицензия предоставляется на неограниченный срок, на сколько угодно использований и каналов публикации.

В своей практике я опираюсь на следующую логику. Оплачивая непосредственно работу над иллюстрацией (фактическая себестоимость производства иллюстрации), заказчик оплачивает лишь часть её «исключительности». Ведь на стоковых сайтах заказчик не платит за процесс производства, а оплачивает только лицензию. Почему только часть? Потому что помимо оплаты непосредственной работы, заказчик покрывает потенциальную неполученную прибыль с этой иллюстрации, в случае если бы лицензия была бы неисключительной и её можно было бы продать ряду покупателей.

Для своих исключительных лицензий я всегда предлагаю срок от 2 до 5 лет, т.к. в текущих условиях ребрендинг обычно не заставляет себя ждать. Ограничивать территорию в большинстве случаев не имеет смысла, т.к. цифровое пространство существует повсеместно, и ограничения срока, каналов и рынков использования оказывается достаточно.

Собственно, эта логика позволяет отталкиваться от стоимостей стоковых лицензий и в расценках на исключительную лицензию:

Обычная вэб-лицензия без товаров и рекламы стоит от 400р.

Самая расширенная лицензия, без ограничения тиража, и с возможностью товаров и рекламы — от 25000р.
Все промежуточные варианты лежат где-то между этих двух цифр. Но ограничение по сроку действует всегда — в среднем от 2 до 5 лет.

И, соответственно, выкуп исключительного права на неограниченный срок будет стоить в разы дороже, чем расширенная лицензия на ограниченный срок. Это само собой разумеется. Поэтому когда у заказчика возникают вопросы по стоимости лицензии, смело отправляйте их на стоковые сайты и знакомьте с расценками, обычно это очень действенный довод. Особенно когда бюджет 20000 рублей и заказчик требует отчуждения исключительного права. И вы тоже не забывайте, что средняя рыночная стоимость расширенной неисключительной лицензии на стоковую картинку — около 40 тысяч рублей. Насколько же дороже будет стоить исключительность?
Made on
Tilda