Юлия БлюхерНа существующем уровне технологий мы не можем этого сделать, да. Поэтому онлайн-выставки успели состариться, не успев родиться. Но я думаю, мы все в поиске этих новых средств, просто сейчас этот процесс ускорился в силу необходимости. Вообще, я сейчас думаю: зачем в принципе нужны выставки? Зачем мы говорим студентам ходить на них? Можно же все в интернете посмотреть! Вот взять какие-нибудь кувшинки Моне. Сколько раз мы их уже видели — в книжках, на открытках, на пакетах! Мы знаем их как облупленных и знаем, что это — «великое произведение». А когда мы подходим к ним вплотную, мы видим, что эти кувшинки — это три изумрудных краски. У «Девочки на шаре» мы видим пятно краски на ноге, просто потому, что у Пикассо краска с кисти капнула, когда он писал. Поэтому поход на выставку для студента-живописца имеет еще функцию снятия этого пиетета, благоговения перед «великим произведением». А если это иллюстратор, то это, как правило же, еще и человек, который рисует на маленьком формате или вообще за компьютером. Нет понимания этого масштаба, поэтому прийти на выставку и увидеть, как это работает, и из чего складывается знакомое полотно, очень важно, чтобы потом, окрыленным и вдохновленным, уже по-новому вернуться к своим маленьким листам.
Юлия Юсма
При этом классическое искусство всё оцифровано, мне кажется, до какого-то уже ядерного уровня, но его репрезентация в онлайне все равно не работает. Есть и искусство, которое затачивает себя исключительно под репрезентацию только в онлайн-пространстве. Это то, что транслирует
OFluxo или
Tzvetnik. Там много проектов, которые не предполагает личной встречи со зрителем. Это может быть сарай на заднем дворе обычного американского пригородного дома, который внутри переделан в идеальный белый куб с идеальным светом, в который заносят работы, идеально их фотографируют, и дальше ты всё это идеальное рассматриваешь уже в интернете. Эти объекты в реальности живут не так, как в онлайне.
Есть ощущение, что в онлайне что-то принципиально поменяется, если в этом во всем начнут принимать участие совсем другие игроки: например, топовые разработчики игр или софта. Это будет дорого: примерно так же дорого, как сделать реальную выставку. Отбить деньги, потраченные на онлайн-проект, намного сложнее, чем на оффлайн-выставке. Готов ли инвестор потратить 2 миллиона на онлайн-проект? Скорее всего, нет.
Юлия БлюхерМне кажется, это не столько вопрос количества денег, сколько вопрос количества давления. Сделает один человек с деньгами, потом сделает сколько-то студентов, потом еще кто-то и еще, и потом какой-нибудь Джон из Мичигана, сидя в своем сарае, создаст финальный «дзыннь!», после которого всё и взорвется. Мы все работаем над тем, чтобы вокруг нас сформировалась постепенно эта новая визуальность. Раньше у нас были фильтры, которые имитируют ручную графику: линогравюрные текстурки и тому подобное, а сейчас наоборот: мы пользуемся глитч-эффектами и пикселизацией. Эта цифровая часть больше не прячется, и даже наоборот, выходит на первый план.
Ксения КопаловаДавайте попробуем подытожить: когда мы говорим об «онлайн-проектах», а не «онлайн-выставках», все сразу становится на свои места. Успешных онлайн-проектов мы знаем много, намного больше, чем онлайн-выставок. Почему так?
Юлия Юсма
Потому что онлайн-проекты не притворяются выставками. Когда ты говоришь «выставка», ты даешь обещание определенного типа опыта. Опыт просмотра онлайн-проекта нам в принципе всем известен, мы все были на самых странных сайтах на свете. Интернет — это вообще гигантский онлайн-проект. Это знакомый опыт, я не должна себя в нем переизобретать как зрителя. Выставка как будто предполагает большое количество времени, ей посвященного. В онлайне это не работает, наша концентрация очень быстро падает. В этом смысле крайне редким исключением для меня стал проект Пушкинского «
100 способов прожить минуту», который меня захватил надолго.