дело
Как две капли воды:
плагиат в иллюстрации
Автор материала: Евгения Баринова
30 марта 2020
Иллюстрация на обложке: Утренний Туалет, 1810-25
Северная Индия, Пахари
Источник материала: The Illustrators Guide
Каждый иллюстратор хотя бы раз в жизни встречается по крайней мере с двумя разными видами нарушения ваших авторских прав. Во-первых, кто-то может украсть вашу работу и использовать её как свою. Во-вторых, кто-то может копировать ваш стиль, палитры, композицию, дизайн персонажей и так далее.

Обе эти ситуации описываются термином «плагиат» — (от лат. plagio-похищаю) присвоение или самовольное использование чужого художественного, научного произведения без согласия автора и без ссылки на него. Большинство успешных художников так или иначе сталкивались с копиями или воровством своих работ. Потому что как только вы публикуете свою работу в сети, её становится очень легко украсть. А если в сеть не выкладывать — уже не получается эффективно продвигать свою работу. В целом, копирование качественной иллюстрации — неплохой учебный процесс. Другой вопрос, что часто это выходит за рамки учебного процесса и публикуется как самостоятельная часть портфолио другого человека.
Что делать, если кто-то использует вашу работу без вашего разрешения?
Среднестатистический пользователь интернета зачастую считает, что всё, что опубликовано в сети можно использовать как душе угодно. К сожалению, далеко не все знакомы с понятием авторского права, а особенно в цифровой среде. Два года назад я начала преподавать предмет «Медиатехнологии» в старшей общеобразовательной школе, и c ужасом поняла, что вопрос авторского права совсем не поднимается в школьной программе. Я стараюсь это, конечно, изменить, но это всего лишь коснется пары десятков ребят.

Нарушители авторских прав даже могут не подозревать, что делают что-то неправильно. Поэтому, если вы обнаружили, что вашу работу используют без разрешения, полезно предположить по умолчанию, что это сделано непреднамеренно и без какого-либо злого умысла. Хотя незнание, конечно, — не оправдание, но лучше сначала узнать контекст ситуации.

Напишите черновик письма, в котором в спокойной и профессиональной манере объясняете следующие пункты:

1. Объясните, что вы являетесь обладателем авторских прав на иллюстрацию. Что вы её создали и не давали разрешения на её использование. 2. Приложите иллюстрацию к письму.

3. В зависимости от ситуации, попросите либо совсем убрать иллюстрацию из публикации, либо отметить ваше авторство. Этот момент решать вам — в каких-то случаях публикация вашей работы может быть для вас хорошим промо, а может быть ситуация, когда ваша работа опубликована на сайте или в издании, с которым вы не хотите ассоциироваться по тем или иным причинам. 4. Если ваша работа используется в коммерческих целях, вы вправе требовать денежную компенсацию за использование своей иллюстрации. 5. Старайтесь сразу не угрожать конкретными последствиями, но сформулируйте намерение предпринять дальнейшие действия, в случае, если плагиатор не исполнят ваши требования к определенному сроку.

Чаще всего, такого сообщения будет достаточно и работу удалят. Хотя, возможно, смущенный плагиатор, осознав свою ошибку, не ответит вам письменно. Иногда вы всё же можете ожидать честный ответ, как в следующем примере.
Письмо
Добрый день,
Я заметила, что иллюстрации на вашем сайте используются без согласия автора, коим я являюсь. Эти иллюстрированные иконки извлечены из анимации, созданной мной в 2014-м году [ссылка]. Сообщите мне пожалуйста, с какого ресурса вы взяли эти иллюстрации? Вам необходимо согласовать использование со мной.

Вы также рискуете столкнуться с вопросами от рекламного агентства, с которым мы работали над этим проектом, и непосредственно клиента, для которого эта анимация была создана. Они пока что не осведомлены об этой проблеме.
Использование иллюстраций за срок публикации должен быть оплачен, иллюстрации следует снять с публикации в срочном порядке.

Мы также можем согласовать условия их дальнейшего использования.
Пожалуйста, свяжитесь со мной при первой же возможности.
Ответ
Добрый день,
Мы в полной мере осознаём и принимаем свою ответственность за происшествие.
Просим прощения за непреднамеренный плагиат вашей работы!

Честно говоря, сайт был разработан с этими иллюстрациями на самых ранних стадиях. Они использовались как визуальный пример необходимой графики. И судя по всему, иллюстрации так и остались там.

Пожалуйста, сообщите нам на каких условиях мы должны оплатить работу и могли бы продолжать использовать ваши иллюстрации, а пока мы будем рады их убрать с сайта до согласования условий.
«Плагиат» — (от лат. plagio – похищаю)
присвоение или самовольное использование чужого художественного, научного произведения
без согласия автора и без ссылки на него.
Самый худший вариант — когда вас совершенно игнорируют, иллюстрацию не снимают с публикации и на ваше письмо не отвечают.

Здесь дело за вами — продолжать попытки связаться или нести дело в суд. Для большинства фриланс иллюстраторов вариант идти в суд стоит больше времени и денег, чем желаемый результат, поэтому получается достаточно бессмысленным процессом. Если вы, например, узнали, что ваш рисунок оказался на майках на рынке в Китае — вы вряд ли сможете найти ответственных за этот процесс.

Сейчас существует ряд онлайн инструментов, позволяющих найти ресурсы, использующие вашу работу. Начиная с обратного поиска изображений в google и сервиса tineye, где вы можете увидеть на каких других ресурсах опубликована ваша картинка. Сервис Pixsy, например, полностью заточен на поиск плагиата и борьбу с ним.

Но конечно же не стоит забывать, что если вы будете маниакально мониторить интернет в поисках плагиата на свои иллюстрации — времени на новые иллюстрации просто не останется. Поэтому имеет смысл оставить это дело вашим коллегам, и реагировать уже по факту обнаруженных нарушений.
Честное использование
Закон об авторском праве разрешает использовать чужие работы в следующем случае:

1. Исследовательская работа — в случае, если у этой деятельности нет коммерческой цели, и только когда указан автор исходного материала. Например, цитаты или изображения в диссертации или подобной проектной работе.

2. Доклад новостей — журналисты могут цитировать из письменных работ или речей, но не могут использовать художественные изображения, такие как фотографии или иллюстрации без разрешения автора.

3. Образование — вас не осудят за использование чужих картинок в презентации доклада для домашки. Но хорошим тоном является указание имени автора иллюстрации или фотографии. Недавно появился прекрасный ресурс unsplash.com который предназначен как раз для подобных некоммерческих целей и сразу показывает имя автора для подписи работы.

4. Обзоры и отзывы — если издание публикует обзор на выставку, они могут показывать работы, выставленные на выставке, при условии, что авторы будут указаны. Подобные обзоры являются своеобразным промо-материалом для самих авторов.

5. Пародия — сложный вопрос, т.к. в теории, да и на практике, может навредить репутации автора, из-за чего могут возникнуть сложности. С точки зрения авторского права пародия разрешена, но лучше просить разрешения у автора лично.

6. Оммаж — работа-подражание другому художнику, с указанием оригинального материала. При этом оригинальный материал будет чаще всего очевидно известен аудитории.

7. Фанарт — производное от популярных произведений творчество, основанное на персонажах, сюжете, стиле визуализации. Чаще всего в иллюстрации мы сталкиваемся с перерисовкой образов персонажей мультфильмов/иллюстраций других авторов. Публиковать такие работы возможно, с указанием авторов оригинала. Использовать в коммерческих целях — категорически запрещено.
Стоки
С недавних пор существует ряд хитроумных способов заработать на стоковой иллюстрации, используя чужие работы. Иллюстраторов либо нанимают перерисовывать чужие работы в векторе, либо мошенники могут сканировать объекты авторского права и продавать их через сайты стоковых иллюстраций.

У стоковых сайтов пока нет адекватной системы борьбы с подобными случаями плагиата, поэтому, если вы обнаружили, что ваша иллюстрация продаётся на стоках, но загружена была не вами — приготовьтесь к сражению. Вам необходимо будет завести аккаунт на сайте, напрямую связываться с недобросовестным пользователем или отправлять коды подозрительных изображений непосредственно администрации сайта, чтоб начинать расследование. Тем не менее, в текущей практике такой процесс не гарантирует никаких результатов.
Что делать, если вас обвиняют
в нарушении авторского права?
Во-первых, не нарушайте авторских прав. Подробно изучите, что является, а что не является нарушением авторского права. Как только вы так или иначе используйте чужую работу в своих целях, без получения разрешения автора — вы рискуете нарушить их авторское право.

Если вы обводите чужой рисунок, вы несомненно воруете чужую работу. Здесь самая лучшая иллюстрация — дело Шепарда Фейри и его портрета Обамы, который был обведен с фотографии другого автора. Если вы используете чужую работу в одном из разрешенных контекстов, убедитесь, что вы отметили автора изображения или цитаты. Если же вы публикуете чужую работу без разрешения, будьте готовы в любой момент убрать её и уважать права автора изображения.
Что делать с подражателями?
Многие начинающие иллюстраторы, вдохновленные своими кумирами, сами того не замечая (или вполне замечая), копируют любимые стили и образы в учебных целях. Это вполне нормальная и естественная практика, до тех пор пока вы не публикуете эти работы как свои без указания автора оригинальных изображений. Если же вы копируете техники, композиции, дизайн персонажей и другие элементы настолько, что ваши иллюстрации напоминают, как две капли воды, иллюстрации исходного автора — вы подражатель.

Причины на это могут быть разные. В России, например, достаточно распространена практика заказывать иллюстрацию в стиле другого иллюстратора. Меня неоднократно спрашивали и продолжают спрашивать посоветовать иллюстратора, работающего в стиле Малики Фавре. Потому что заказать иллюстрацию у Малики стоит от тысячи долларов, а у подражателя можно заказать дешевле (про разницу в результатах в данном случае говорить пока не будем). Стиль и технику, к сожалению, нельзя «застолбить» и запретить другим использовать похожие подходы, да и темы иллюстраций очень часто повторяются. Но порой эти пересечения по ряду пунктов выдают братьев–близнецов. На моей практике неоднократно были разные по тяжести случаи копирования моих работ. В каждом случае я связывалась с авторами и узнавала причины.

В случае подобных запросов нарисовать что-либо в стиле кого-либо, я сразу отправляю заказчика заказывать работу непосредственно тем, в чьем стиле сделаны их референсы.

Еще одна типичная ситуация — «вдохновение» иллюстрациями автора.
Вы наверняка наслышаны об относительно недавнем громком деле с копиями работ Виктории Семыкиной, где персонажи на иллюстрированной карте были совершенно очевидно скопированы из Викиных предыдущих работ. Автор копий говорила, что «повдохновлялась работами» Вики, а по факту скопировала с десяток персонажей и животных.

Кстати о Малике Фавре, так часто копируемой. В прошлом году она опубликовала в своем твиттере наилюбопытнейший случай плагиата.
В Болгарии на выставке Модернизм и Авангард была представлена копия её скетча к известной работе Кама Сутра. Утверждалось, что этот скетч — работа болгарского художника начала 20 века Сирака Скитника. Вот это действительно совершенно новый уровень плагиата.



Слева — копия эскиза Малики Фавре, к её работе Кама Сутра (справа).


Эта копия якобы подписана художником Сираком Скитником и заявлена как его скетч.
Стиль, к сожалению, нельзя зарезервировать за собой, пластика может повторяться или копироваться, художники свободны работать любым выбранным ими способом и средствами. Зачастую скопированный стиль вырастает во что-то более уникальное, если автор действительно вкладывает в работу душу, а не просто бездумно копирует.

Референсы поз, например, всегда лучше брать из жизни, а не с уже стилизованных рисунков. Поменьше смотрите в Инстаграм и Пинтрест и побольше в свой скетчбук, цените и уважайте свою авторскую иллюстрацию и авторское право своих коллег.
Made on
Tilda