Многие начинающие иллюстраторы, вдохновленные своими кумирами, сами того не замечая (или вполне замечая), копируют любимые стили и образы в учебных целях. Это вполне нормальная и естественная практика, до тех пор пока вы не публикуете эти работы как свои без указания автора оригинальных изображений. Если же вы копируете техники, композиции, дизайн персонажей и другие элементы настолько, что ваши иллюстрации напоминают, как две капли воды, иллюстрации исходного автора — вы подражатель.
Причины на это могут быть разные. В России, например, достаточно распространена практика заказывать иллюстрацию в стиле другого иллюстратора. Меня неоднократно спрашивали и продолжают спрашивать посоветовать иллюстратора, работающего в стиле Малики Фавре. Потому что заказать иллюстрацию у Малики стоит от тысячи долларов, а у подражателя можно заказать дешевле (про разницу в результатах в данном случае говорить пока не будем). Стиль и технику, к сожалению, нельзя «застолбить» и запретить другим использовать похожие подходы, да и темы иллюстраций очень часто повторяются. Но порой эти пересечения по ряду пунктов выдают братьев–близнецов. На моей практике неоднократно были разные по тяжести случаи копирования моих работ. В каждом случае я связывалась с авторами и узнавала причины.
В случае подобных запросов нарисовать что-либо в стиле кого-либо, я сразу отправляю заказчика заказывать работу непосредственно тем, в чьем стиле сделаны их референсы.
Еще одна типичная ситуация — «вдохновение» иллюстрациями автора.
Вы наверняка наслышаны об относительно недавнем громком деле с копиями работ
Виктории Семыкиной, где персонажи на иллюстрированной карте были совершенно очевидно скопированы из Викиных предыдущих работ. Автор копий говорила, что «повдохновлялась работами» Вики, а по факту скопировала с десяток персонажей и животных.
Кстати о Малике Фавре, так часто копируемой. В прошлом году она опубликовала в своем
твиттере наилюбопытнейший случай плагиата.
В Болгарии на выставке Модернизм и Авангард была представлена копия её скетча к известной работе Кама Сутра. Утверждалось, что этот скетч — работа болгарского художника начала 20 века Сирака Скитника. Вот это действительно совершенно новый уровень плагиата.
Слева — копия эскиза Малики Фавре, к её работе Кама Сутра (справа).
Эта копия якобы подписана художником Сираком Скитником и заявлена как его скетч.
Стиль, к сожалению, нельзя зарезервировать за собой, пластика может повторяться или копироваться, художники свободны работать любым выбранным ими способом и средствами. Зачастую скопированный стиль вырастает во что-то более уникальное, если автор действительно вкладывает в работу душу, а не просто бездумно копирует.
Референсы поз, например, всегда лучше брать из жизни, а не с уже стилизованных рисунков. Поменьше смотрите в Инстаграм и Пинтрест и побольше в свой скетчбук, цените и уважайте свою авторскую иллюстрацию и авторское право своих коллег.