Матейс Стегинк
Я замечал, что многие в этой области приходят из мультипликации. Такие специалисты могут быстро делать ситуативные зарисовки и зарисовки в виде небольших комиксов. Это, как правило, очень техничные иллюстраторы. Они могут быть не очень интересны с художественной точки зрения, но с точки зрения техники они делают потрясающую работу. Я думаю, это личный выбор каждого: насколько включать в такую практику коммерческий аспект. Это могут быть и пересекающиеся области. Думаю, сейчас намного больше студентов интересуются социальной практикой еще и потому, что перед глазами появляется больше вдохновляющих примеров выпускников, окончивших именно это направление — таких, как Иса. Кроме того, среди преподавателей теперь есть, например, Маша, которая активно всегда говорит «Эй, социальная практика — это здорово!»
Ксения Копалова
Я в связи с этим думаю, какие могут быть еще аспекты, помимо вдохновляющих примеров, влияющие на количество людей, занимающихся социальной практикой. В частности, я пытаюсь понять что-то о теоретической подготовке и её влиянии. Маша, например, упоминала Ги Дебора и Клэр Бишоп. Студентам дают их читать в рамках программы в Академии?
Иса Гаастра
У нас была довольно узкоспециальная теоретическая подготовка. Мой итоговый проект был о вопросах культурного разнообразия, поэтому мое чтение было связано с этой темой. Не помню, чтобы у нас было какое-то отдельное чтение о социально ангажированном искусстве. К нам приглашали художников, которые сами занимались социальной практикой, и мы могли с ними пообщаться. Социальная практика — это и так довольно сильно нагруженное теорией направление, поэтому, думаю, в школе не хотели нас еще дополнительно загружать текстами и предпочитали, чтобы мы учились через практику: нужно было выходить из школы, проводить эксперименты, говорить с людьми, взаимодействовать с ними — думаю, школьная программа подразумевала, что это важнее, чем изучение теорий. Мне кажется, когда впервые знакомишься с таким направлением, как социально направленное искусство, важно его прочувствовать на собственном опыте, а не просто прочитать о нем.