дело
Иллюстрация — не хобби!
Перевод статьи британской
Ассоциации Иллюстраторов
14 июля 2019
Текст: Лу Боунз (источник)
Перевод, комментарии и дополнения: Евгения Баринова
Почти сразу после окончания института я пошла стажироваться в британскую ассоциацию иллюстраторов (The AOI). Это было около 8ми лет назад и тогда ассоциация представляли из себя достаточно маленькую и не очень-то известную некоммерческую организацию. Моя стажировка заключалась в обзванивании арт директоров и издателей, с целью уточнить и обновить информацию в базе данных заказчиков, работающих с иллюстрацией.
Параллельно с этим мне удалось получать огромное количество полезной информации про авторские права, контракты, оценку работы. Именно с этой двухмесячной стажировки 8 лет назад и началась задумка организовать подобную ассоциацию для поддержки иллюстраторов
в России.

Сейчас Ассоциация иллюстраторов AOI призывает всех к революции
в иллюстрации. Их недавняя кампания #NotAHobby (нехобби) продвигает идею того, что иллюстраторы должны воспринимать себя как бизнес.
Как объясняет Лу Боунз, менеджер AOI, как минимум час в день, выделенный на руководство своей практикой как бизнесом, поможет сделать первые шаги в сторону более стабильного дохода. Лу предлагает подумать об основных юридических и финансовых аспектах практики: наличие бизнес плана, работа исключительно по договору, а также оптимизация своего времени.

На прошлой неделе мне удалось лично встретиться с Лу и поговорить про проблемы в восприятии иллюстрации как профессии и про безоговорочную необходимость срочно объединяться и поддерживать друг друга. Лу позволила перевести и опубликовать её недавнюю статью для ресурса lecture in progress, под каждым словом которой я готова подписаться и которую предоставляю вашему вниманию ниже. Некоторую информацию я адаптировала для России и добавила свои комментарии – их можно найти в квадратных скобках после отдельных параграфов.

Почему нужно перестать воспринимать иллюстрацию как хобби
Иллюстрация играет огромную роль в успешности креативных индустрий
в целом, но есть одна большая проблема. Настал тот самый момент, когда наши с вами действия прямо сейчас могут кардинально изменить то, каким будет наше будущее.

Несмотря на то, что бакалавриат иллюстрации является одним из самых быстро растущих курсов в Великобритании, выпускники иллюстраторы совершенно не подготовлены к профессиональному миру, в отличие от, например, выпускников дизайнеров.
[ЕБ: это касается и России. Ежегодно только из БВШД и ВШЭ с различных уровней иллюстрации выпускается от 200 до 300 иллюстраторов]

Во время обучения никто не уделяет особого внимания тому, что большинство иллюстраторов – фрилансеры, которые должны быть готовы независимо вести свой собственный бизнес. Университеты не рассказывают про бизнес стратегии, финансовые и юридические аспекты практики, не дают руководства по тому, как именно зарабатывать на своей практике. Как результат — большинство иллюстраторов совершенно не воспринимают себя как бизнес. Это глобальная проблема, требующая срочного действия, именно поэтому мы призываем к революции в иллюстрации!

Как мы предлагаем это делать? Всё достаточно просто, но каждому из вас необходимо приложить усилия. Мы предлагаем начать с того, что каждый иллюстратор должен ежедневно уделять хотя бы один час времени на бизнес развитие своей практики. Далее мы объясняем, почему это важно.

Иллюстрация процветает, а иллюстраторы страдают
Автор иллюстрации: Андрей Покровский
Сейчас наиболее благоприятное время для иллюстрации, количество замечательных талантливых иллюстраторов по всему миру совершенно зашкаливает. Иллюстратор может зарабатывать 3-4 млн рублей в год,
не зависимо от того, в какой сфере иллюстрации вы работаете, но мы бы не хотели, чтоб это заняло у вас 10 лет вашей жизни.

Вы не просто кто-то, кто любит рисовать.
Вы выбрали карьеру иллюстратора.
Вы — бизнес и должны предпринять определенные усилия, чтоб обеспечить себе финансовую стабильность, по меньшей мере.

Чрезвычайно редко иллюстраторы действительно понимают настоящую ценность их работы для заказчика.
Именно их иллюстрации являются причиной того, что реклама оказалась успешной, и что мама или папа приобрели
эту детскую книгу, и что я купила эту бутылку ужаснейшего вина на прошлой неделе (на этикетке был нарисован прекраснейший жираф!).

Именно иллюстрация передает идеи, общается с публикой, продаёт товары и сервисы как ничто другое. Это и является основой вашей зарплаты.
Недостаток знаний
Всё это приводит к тому,
что многие иллюстраторы
не находят достаточное количество заказов, не получают оплату,
клиентов и условия, которые они заслуживают.
Фокус на бизнес сторону практики далеко
не всегда является естественным образом мышления для иллюстратора.
Из всех профессионалов креативных индустрий, иллюстраторы чаще всего работают за бесплатно и недооценивают свой труд. Иллюстраторам часто недостает навыков общения с клиентом, навыков ведения переговоров, знаний индустрии и уверенности в себе в целом. Помимо этого, большинство иллюстраторов совершенно не знают и не понимают какие факторы формируют ценообразование и лицензирование.
Всё это приводит к тому, что многие не находят достаточное количество заказов, не получают оплату, клиентов и условия, которые они заслуживают. Всё это ослабляет наше сообщество, так как многие начинающие иллюстраторы попадают в индустрию и так и не поднимаются выше начального уровня, что, помимо всего прочего, значительно усиливает общее недовольство и тревожность.

В то время как ведущие университеты формируют потрясающие программы высшего и дополнительного образования, работают с лучшими преподавателями и представителями индустрии, выпуская замечательных молодых иллюстраторов, количество программ, не рассказывающих
про коммерческую сторону практики, совершенно ужасающее.

Наш Бизнес мастер-класс для университетов оказывается первым разом,
когда студенты задумываются о своей практике с этой точки зрения.
Большинство выпускников курсов иллюстрации приходят в индустрию
без какого-либо понимания того, как зарабатывать на своей практике,
они абсолютно не готовы к полноценному активному участию в развитии индустрии. Это совершенно нечестно по отношению к выпускникам, потратившим годы на изучение коммерческой иллюстрации.
Всё это, в купе с отсутствием какой-либо внешней поддержки, негативно сказывается на общем психологическом состоянии и настрое иллюстраторов.

За последние несколько лет мы заметили повышение уровня некого самодовольства среди студентов. Им важна исключительно оценка, отсутствует понимание того, что портфолио является центральной базовой частью карьеры, определяющей дальнейшее её развитие.
Мы также заметили, что многие студенты часто идут путём полного буквального копирования существующих стилей и модных направлений,
и с этим тоже нужно срочно что-то делать.

Иллюстраторы, объединяйтесь!
Здорово конечно, что мы обсуждаем проблемы в индустрии, но единственное условие при котором мы можем что-то изменить, это если каждый иллюстратор примет активное участие в бизнес развитии своей собственной практики. Каждое бизнес решение, принимаемое иллюстратором, влияет
на остальных — решение продать целиком авторские права, решение
не обсуждать контракт, недооценивание своей работы.
Когда вы принимаете такие решения, заказчик будет ожидать подобных решений от следующих иллюстраторов, с которыми они будут работать.

К каждому заказу необходим договор, и каждый договор необходимо обсуждать. Если вы не будете пробовать обсуждать более приемлемые для вас условия, клиент никогда не будет ожидать подобных переговоров, его условия никогда не будут подвергаться сомнениям. Это ставит вас и ваших коллег
в условия возможной эксплуатации.

Автор иллюстрации: Андрей Покровский
Ваш бизнес план
Наш первый совет иллюстраторам — активное действие.
Первый шаг — сформируйте свой бизнес-план. Пока вы этого не сделаете, вы не сможете увидеть в чём проблемы и не сможете начать их решать. Решать проблемы, не позволяющие вам быть там, где вы хотели бы быть. Мы хотим подробно рассказать про два важнейших аспекта вашей бизнес-практики: юридический и денежный.
Это две основные области риска и если вы не возьмете их под контроль, они могут совершенно разрушить какие-либо шансы на долгую успешную карьеру. Следующие пункты могут показаться скучными, но понимание этих аспектов просто необходимо для работы со знанием дела и с уверенностью в себе.

1. Авторское право
Авторское право (права воспроизводить и распоряжаться вашими собственными иллюстрациями) является вашим автоматическим правом и основным источником дохода. Вам необходимо понимать ценность авторского права для ваших клиентов и активно защищать свои права. Отказывайтесь от отчуждения авторского права в полном объеме, защищайте права своих коллег.

2. Оценка работы
Вам необходимо лицензировать свою работу и правильно оценивать стоимость работы. Стоимость иллюстрации зависит от размера заказчика и составных элементов лицензии — территории использования, длительности использования, способы использования и так далее. Стоимость иллюстрации отражает ценность вашей работы для заказчика, ценность ваших идей и решений, и ценность продаж, сделанных благодаря вашей работе. Не забывайте об этом!

3. Договоры
Более 80% проблем для иллюстраторов возникает или из-за полного отсутствия договора, или из-за отсутствия какого-либо обсуждения условий предоставленного договора.
Любая оплачиваемая сделка является бизнес сделкой, любой бизнес сделке необходим договор. Всем членам ассоциации мы предоставляем макет договора для любого заказа. Точно также, любой договор, предоставленный со стороны заказчика, должен обсуждаться и правиться, вы должны отчетливо понимать о чем договариваетесь и что эти условия значат для вашей практики и для индустрии в целом.

4. Пенсия и страховка
Рано или поздно вы состаритесь, или, простите, заболеете, на это нужны средства. Ваш бизнес зачастую зависит от дорогостоящей техники и программного обеспечения, требующих вложений.

Подумайте о том, чтоб открыть пенсионный счет. Государственной пенсии совершенно не достаточно чтоб жить на достойном уровне. Если вы уйдете на пенсию в 65, вам нужно как-то обеспечить еще 20-30 лет вашей прекрасной жизни, поэтому подумайте об этом заранее.

Лично я отчисляю 5% от моего ежемесячного заработка на пенсию и очень рекомендую вам инвестировать примерно столько же.

Вам также необходимо подумать о страховке: страхование профессиональной ответственности, здоровья, имущества, гражданской отвественности. Всё это значительные расходы, которые нужно учитывать в своем бизнес плане.

5. Ведение бухгалтерии
Регистрируясь как самозанятый или ИП вам необходимо ежемесячно отслеживать свои доходы и расходы.
Вы можете использовать соответствующие сервисы или делать всё самостоятельно, но сумму налога (4-6%) вам также необходимо будет учитывать при оценке работы.

Деньги имеют значение
Вам также нужно иметь представление о том, каков должен быть ваш ежегодный доход и сколько времени вам потребуется чтоб его достичь.
Для начала вам нужно стремиться к доходу в 1,5-2 млн рублей в год.
Существуют также заказы, которые могут принести вам всю это сумму
за раз, поэтому общая сумма годового дохода может значительно увеличиваться.

Помните, что иллюстрация является международным делом,
но проживание в определенных странах или городах может стоить гораздо дороже, что требует от вас большего заработка. Поэтому подумайте
о том, что для начала переехать в более дешевое для жизни место,
может быть хорошим решением.
Поэтому решите для себя в первую очередь следующие вопросы:

1. Финансы
Просчитайте, сколько вам нужно зарабатывать чтоб покрывать налоги, аренду, студию, счета, телефон, интернет, софт, материалы, транспорт, питание, оборудование и тд.

Спросите себя: чтоб зарабатывать эту сумму ежегодно, сколько заказов необходимо, в каких направлениях, какие клиенты мне нужны, как именно мне привлечь их?

2. Время
Как говорят, время – деньги. Работа фрилансером означает, что эффективность вашего руководства временем является ключевым аспектом вашего успеха.

365 дней в году это около 30 день отпуска, 120 выходных, и около 215 рабочих дней. При этом около половины этого времени (100 дней) мы должны уделять развитию своего бизнеса. То есть работаем на заказчика мы только 115 дней, а остальные 100 дней мы работаем на себя (работаем над портфолио, саморазвитием, повышением квалификации, ищем новые заказы,
контакты и т.д.)

Спросите себя, достаточно ли времени вы уделяете своему бизнесу?
И правильно ли вы насчитываете доход, получаемый от заказов?

3. Рабочее пространство
Работа иллюстратором может означать социальную изоляцию, что может привести к психологическим проблемам и совершенно не помогает развивать навыки общения с клиентами.

Инвестирование в студийное пространство может значительно повысить вашу продуктивность и помогает поддерживать модель восьмичасового рабочего дня. Работа в студии также помогает сформировать сообщество и получать поддержку от коллег, улучшает навыки общения, что в последствии повышает уверенность в себе и помогает вам научиться вести переговоры с заказчиками.

Спросите себя: что еще я могу сделать для развития моего бизнеса?

В заключение хочу добавить от себя, что все эти действия вполне просты
и выполнимы и совершенно точно применимы к нашей с вами практике
в России. Если каждый из нас начнет воспринимать себя как бизнес и уделять этой стороне своей практики достаточно времени и внимания, вместе мы совершенно точно сможем изменить общее положение дел!

Made on
Tilda