Что еще важно знать? Это отнюдь не очевидно с первого знакомства с криптоартом, но этот рынок уже оказывает значительное влияние на вещи, далеко выходящие за пределы вопросов искусства и его экономики. Так, например, неоднократно публиковались статьи (например, в
TIME и
Forbes) о том, что поддержание рынка, на котором функционирует криптовалюта Ethereum, проблематично с точки зрения экологии. Почему?
Для художника и иллюстратора процесс входа на рынок (токенизации своей работы) выглядит как оплата некой онлайн-услуги, что-то невесомое и существующее лишь в информационном поле. На деле же, чтобы получить токен, человек платит майнеру с его гигантскими майнинг-фермами, поддерживающие блокчейн и использующие энергию ископаемого топлива. При этом, как показало
исследование, проведенное еще в 2018 году, криптомайнинг в случае таких криптовалют, как Ethereum, Bitcoin, Litecoin и Monero требует большего количества энергии, чем добыча золота, меди и платины для производства той же рыночной стоимости. Ресурсы и технологические мощности, стоящие за этим рынком в целом, остаются скрытыми от глаз, а децентрализация делает его регуляцию крайне затруднительной. Эта децентрализация и независимость от традиционной банковской системы и официального регулирования делает рынок привлекательным для многих художников по идеологическим соображениям, но экологические последствия его функционирования заставляют задумываться о том, насколько этична его работа и участие в ней.