Что сейчас происходит с рисованием и фигуративностью в поле современного искусства? Посоветуй, пожалуйста, кого из современных рисующих художников, которые обращаются к фигуративному изображению, стоит посмотреть?
Как правило, если сегодня художники занимаются фигуративным рисованием или фигуративной живописью, они так или иначе стремятся сломать или вывернуть форму: нарисовать нарочито плохо, наивно, или, наоборот, слишком хорошо, даже избыточно. В любом случае, задача каждый раз так или иначе касается того, чтобы зритель застопорился на такой поломке, чтобы она сумела привлечь его внимание. Из художников, успешно использующих такие приемы, я бы назвала Филиппа Саймона (Philipp Simon), Бору Акинчитурка (Bora Akinciturk), Роберта Роеста (Robert Roest), Амберу Веллманн (Ambera Wellmann), Янника Вал Гесто (Yannick Val Gesto).
Расскажи немного о своем преподавательском опыте. Доводилось ли тебе сталкиваться с какими-то фундаментальными проблемами в образовании по твоему профилю, которые не решаются на уровне преподавателя и слушателя?
В течение последних нескольких лет я преподаю философию искусства, но преподаванием в классическом смысле это все же сложно назвать. Скорее, я делюсь со слушателями своей экспертизой, своими знаниями и своими авторскими теоретическими наработками в области новейших тенденций в искусстве. Говоря о проблемах в образовании, связанном с искусством: получив определенный опыт в этой области, я быстро поняла, как делать точно не нужно. Не нужно навязывать студенту какие-то теоретические, методологические или формальные рамки — это делает почти любого начинающего художника неуверенным и потерянным. Не нужно пичкать студентов философской терминологией, делая вид, что всем все должно быть понятно, все-таки философия — это специфическая и сложная для понимания область знаний (как, в общем, и любая другая область знаний), требующая большого ресурса времени и сил для освоения. Сейчас и с первым, и со вторым я вижу определенные проблемы в области преподавания искусства в России, и, в частности, в нашей школе мы хотим показать, что можно рассказывать об искусстве и делать искусство по-другому. На мой взгляд, очень важно, во-первых, слышать художника, пытаться понять, что ему по-настоящему интересно, увидеть его сильные стороны и указать ему на них (часто художник сам себе не может признаться в том, что его на самом деле интересует — ему кажется это не достаточно серьезным или важным). Во-вторых, я твердо убеждена в том, что все главные философские идеи могут быть рассказаны доступным языком, и сама тренируюсь в таком умении. Ведь важно не впихнуть в голову студента побольше имен и терминов (как многие до сих пор ошибочно считают), а научить его самого думать и на примерах показать, до чего люди додумались на момент 2021 года. Еще один важный момент — это выработать в художниках привычку, грубо говоря, смотреть по сторонам и находить там материал для работы, а не оглядываться постоянно на «больших дядей и тетей». Звучит смешно — но именно такую привычку зачастую сложнее всего выработать! Оказывается, находиться и находить самого себя в том самом актуальном времени, о котором все вокруг постоянно говорят, — это не такая уж и простая задача.