Практика
Ковёр: предмет искусства, товар, объект в пространстве
Беседа с Надей Железновой
На всех фотографиях и видео в интервью — работы Нади Железновой; материалы предоставлены художницей.
Иллюстраторы занимаются не только рисованием на бумаге и на планшете. Например, Надя Железнова, художница, иллюстратор и сооснователь творческого объединения Akulka, в своей практике обращается к самым разным медиумам, и в том числе делает ковры. О том, почему именно ковры, что это вообще такое сегодня, и о том, как этот медиум взять на вооружение автору, который не готов сидеть годами над одной текстильной работой, Надя рассказала в интервью.
Расскажи, как ты пришла к работе с текстилем и коврами? Чем для тебя такая работа отличается от работы с графикой? И в чем сходство? Что для тебя наиболее важно в такой работе?

Думаю, история с коврами — это один из способов расширить свои возможности в графике. Формально ковры — это объём, конечно, но куда более условный, в отличие от скульптуры, например. Но этот объём всё же есть, и он в большинстве случаев неслучайный. Плюс большой интерес и обаяние есть у материалов, которые сами по себе — дивный мир фактур и текстур. Ковры — это большой шаг в материальность и тактильность, но при этом они остаются той же графикой.

Я часто думаю о том, чего бы я хотела через 25 лет своей деятельности, и кроме признания, денег и прочих благ, я бы хотела «уметь в любой материал», любой медиум и технику. Эта мысль — самая захватывающая. Мне интересно всё, что связанно с работой руками и с сопротивлением материала.
Идея работы с текстилем, как и множество других идей, приходила ко мне ещё когда я училась на курсе Меламеда. Каждый день думаю, что круто было бы делать мебель, напольную плитку, обувь и маски. Раз или два в год я берусь за новый медиум и пытаюсь найти в нём что-то своё. Если спустя какое-то время не сложилось, я оставляю его и возвращаюсь к нему ещё через год. Даже если первая попытка оказалась неудачной, я чуть больше понимаю про материал и могу про него думать фоново и вернуться, когда созрею.

История с коврами зашла примерно со второго раза, и на данный момент можно сказать, что был потрачен год на обдумывание идеи и почти два на обучение и поиск своего метода. Самое важное — как раз этот метод найти. Это про перетекание из количественного в качественное. Сейчас появляются более сложные вопросы и задачи. Я работаю над тем, чтобы создать качественную вещь, а не только предмет искусства.
Я хочу, чтобы мои изделия были не только предметом искусства, но ещё и хорошим товаром. Мне важны вопросы экологичности материалов, комфорта в уходе и жизнеспособности. Так как всё происходит путем экспериментов, иногда процесс устроен таким образом, что я в течение трёх месяцев плету по ночам ковер, а после запихиваю в стиральную машинку и смотрю, что произойдёт. Несколько ковров я так испортила. Но зато точно знаю, что писать в инструкции по уходу. Мне хочется создавать вещи, которые переживут меня и будут передаваться по наследству.

Если говорить о планах, то формально я только начала. Я продумываю коллекцию и серию изделий. Мой друг и коллега, Таня Вино, разрабатывает для меня логотип. Я перебираю форматы упаковки, пишу инструкцию по уходу и хранению и обсуждаю вопросы реализации с магазинами и агентствами. Для меня перспектива большой игры интереснее всего. Это дело не терпит спешки и халтуры, хотя это исключительно мой подход.
Такая вещь, как ковер, несет в себе самые разноплановые ассоциации: для кого-то это советское детство, для кого-то — фамильная реликвия и связь с корнями, для кого-то — объект искусства. Что это для тебя, и отражаются ли как-то эти ассоциации в твоей работе?

Если говорить про ассоциации из детства, то в моём случае они либо совсем отсутствуют, либо они настолько поверхностны, что не стоит о них и говорить. Да, я, конечно, знаю о таком культурном факте, как ковёр на стене — некий пережиток чего-то советского. Но в моей семье это никак не культивировалось. Родители хотели отойти от этой традиции, и в моём сознательном возрасте нигде в помещениях ковров не было и нет по сей день — ни на полу, ни еще где-либо. Кажется, первый ковёр, который появился у моих родителей, я попросила купить сама, просто потому что пол был холодный. Думаю, несколько лет назад первое, что пришло бы мне в голову как первая ассоциация — это восточная культура, а сейчас — список задач в Trello.
Когда говорят «ковер», в голове сразу рисуются 40 мастериц, которые денно и нощно сидят за кропотливой работой, чтобы через три года получить не очень, в сущности, большое полотно. Как этот процесс устроен в более демократичном и доступном одному человеку варианте?

Эта деятельность сравнима с любой другой. Например, с графикой или с иллюстрацией. Мы можем взять огромную детальную графику и рисовать карандашом мелкие штришки, и работа может затянуться на месяцы. А можем взять большую жирную кисть и делать очень лихие вещи за пять минут. Зависит от задачи, которая перед вами стоит. Могут быть ограничения по технике или методу, а может их не быть вовсе. Можно взяться за ковёр, который будет делаться год. Это будет крутая, большая детальная работа и она займет уйму времени. А можно задаться целью сделать максимально быстро. Огромное количество современных технических устройств позволяет этого добиться. Например, сейчас набирает популярность тафтинг. Это техника, которая позволяет сделать ковер буквально за один день одному человеку. Стереотип о том, что ковёр — это всегда целая вечность или работа сорока рукодельниц, сейчас неприменим.

С другой стороны, вопрос не только в том, какого эффекта хочет добиться художник, но и в том, что из себя представляет непосредственно сам ковёр. В понятиях культуры и истории ковёр — это законченное изделие, которое создано с помощью определённой технологии и соответствует определённым характеристикам. Но в текущих реалиях понятие ковра такое же растяжимое, как и понятие картины. То есть что это такое вообще? Это может быть не всегда продукт, сделанный из ниток и шерсти. Есть большое количество художников, которые используют ковёр как некую метафору. Например, есть ковры, созданные из куска пластика с нанесённым рисунком сверху.

Понятие «ковёр» максимально широкое. Если уходить в современное искусство, то ковром может быть что угодно. Распечатанный орнамент на бумаге, например. Можно сказать, что это тоже ковёр. Почему нет? Способ его создания, усилия на него потраченные и заложенный функционал — это другой вопрос. Время — не главный фактор.
Доводилось ли тебе видеть или пробовать более традиционные способы изготовления ковров? Тебе было бы интересно какие-то из них освоить и применять на практике?

К сожалению, нет. Я мало что видела вживую, но очень хотела бы освоить какую-нибудь из классических техник и побывать на каком-то семейном производстве. Или в стране, где до сих пор применяется ручное плетение. Всё что я делаю сейчас — это скорее эмпирический метод. Я знаю какие-то техники, и то с учётом того, что до понимания того, как они устроены, я дошла сама. Есть вероятность, что я многие вещи выполняю совсем не так, как они делаются на самом деле. Я просто желаю достичь конкретного эффекта и пробую изобретать собственный метод, стараюсь найти решение. Мой изначальный подход — освоение всего — основан на выдумывании способа решения задач. Это не самый лёгкий путь, но, кажется, самый интересный.
Для многих людей «ковёр» как объект тесно связан с «традицией». Важна ли такая связь для тебя?

Мне кажется, что это тоже вопрос каких-то целей. Мои работы ничего не говорят об этом. Т.е. я не использую в своей работе (пока) какие-то классические приёмы и техники, которые относили бы меня к той или иной культуре ткачества. Поэтому я думаю, что нет. Я в данном случае — художник собственного нарратива.
Ковер — это еще и объект в пространстве, — и, как правило, в интерьере. Эта вещь во многом еще и про дом и внутреннее, личное пространство, поэтому так странно и интересно такой объект может выглядеть под открытым небом. Есть ли какая-то среда, для которой тебе было бы особенно интересно сделать ковер? Вообще, насколько сейчас твои ковры создаются под конкретные среды?

Мои работы явно не везде подойдут. Они акцентные, собирают очень много внимания и способны держать весь интерьер. Приходится подбирать помещение под ковёр. Я иногда поступаю так с интерьерными фотостудиями. Хожу по сайтам и смотрю, выбираю, что могло бы подойти, и где бы я могла снимать свой ковёр. Бывает, попадаются удачные варианты, а бывает, что и нет.

Ситуация с природной средой в чём-то отличается, а в чем-то даже схожа. Я не раз пробовала снимать свои работы в парках или на улицах города. Просто хожу по улице и ищу подходящее место. На данном этапе мне даже проще вписать сюда свои работы, поскольку это обусловлено кадрированием самой фотографии. Опять же, не ковёр создается под среду, а с готовым ковром ищется нужная среда, которая к нему подошла бы.

Сейчас мне бы хотелось поработать с каким-то конкретным помещением, дизайном или интерьером. Это не должна быть надуманная история, скорее коллаборация. Было бы интересно создать ковёр под заранее заданный объект. Но это уже скорее следующий шаг.
Расскажи, пожалуйста, про приземленную часть: сколько времени все занимает, оправдывает ли эта работа вложенные в нее силы с экономической точки зрения, и отличаются ли тут как-то каналы сбыта/способы поиска покупателей?

В настоящий момент я не ставлю перед собой задачи обязательно оправдать затраты ни по времени, ни по финансам. Потому что на данном этапе это реализация личного проекта, то есть моих желаний, идей и освоение нового навыка. Поэтому мне ничего не жалко: ни средств на материалы, ни времени. Изделие создаётся по наитию и продаётся таким же образом, опираясь на случай.

В перспективе, если начать работать на массовую реализацию, то совершенно необходима оптимизация, понимание концепции и делегирование хотя бы рутинных процессов. Ну и, как и в любом деле, нужно будет считать себестоимость, ориентироваться на рыночную стоимость, чтобы не терять доход.

По сути сейчас не стоит задача продать. Сейчас мне важно понять, куда двигать эту историю, что важно и интересно именно мне. Есть формат хобби, есть формат искусства, а есть формат товара, и у каждого свой рынок сбыта, свои цены и аудитория.
Уверена, что, как и мне, многим будет интересна техническая сторона вопроса: расскажи, пожалуйста, какие инструменты и оборудование ты используешь?

Я не использую какую-то классическую технику, я, скорее, пытаюсь комбинировать, и в рамках этого находить свою собственную технику и свой метод. Это и коллаж, и вышивка, и вышивка в ковровой технике. Тут нет какого-то основного инструмента. В одной части ковра я использую такой крючок, а в другом — другой. В каких-то местах просто ручками узелки делаю. То есть все инструменты задействованы, но самая обычная иголка используется чаще всего.

В самом начале я работала в технике ковровой вышивки (punch needle), хоть и не совсем в буквальном формате. В этой технике лицевая сторона выглядит как изнаночная, и чаще всего используется толстая игла. Я, наоборот, использовала изнаночную сторону как лицевую и брала тонкую иглу для создания однородного полотна. Такая техника была использована в ковре со львом, в сочетании с вышивкой гладью и декорированием бисером. Но можно попытаться рассказать в общем:

Для любого ковра нужная некая основа. Во-первых, это ткань. Канва — тоже ткань, но уже сетчатая и иногда накрахмаленная для удобства. Страмин — канва с очень большими дырками, иногда сделанная из ПВХ. Продольные нити. Тканевая основа должна быть натянута, для это используются пяльца для вышивки, деревянная рама (может быть самодельной), ткацкий станок.

Когда основа готова, нужен инструмент. Игла для ковровой вышивки, крючок для ковроткачества, тафтинговый пистолет, обычная игла. И, конечно, нужны нитки/пряжа. Все эти материалы и инструменты можно смешивать и использовать по-разному.
Если я никогда не пробовала делать ковры, но очень хочу, с чего мне начать?

Мне всегда нравится подход, при котором ты просто приезжаешь в магазин, трогаешь нитки и набираешь всякого разного. Правда, это не очень экологично, но можно исходить из какого-то представления, чего тебе хотелось бы достичь. В любом случае нужно брать и пробовать. Есть смысл на начальном этапе не браться за большой ковёр, а сделать серию маленьких с использованием разных инструментов, и понять, что интересно.

Можно набрать картинок в Пинтересте и приехать в Леонардо или подобный магазин, показать картинки и вам помогут подобрать материалы. Конечно, как и в любом деле, есть Ютуб и уроки, однако, к сожалению, ничего конкретного посоветовать тут не могу.

А ещё, конечно же, можно прийти ко мне на воркшоп! Мы придумали клёвый интенсив в «Приходи рисовать» 2–4 апреля. Три дня, три техники и три маленьких ковра на выходе. Это оффлайн-формат, все материалы включены и дело будет проходить в очень красивом месте. Вот-вот выкатим анонс!
Кого из других авторов, которые делают ковры, ты бы отметила, и что в их работах тебе особенно ценно?

В большинстве случаев дух захватывает от совершенно разных вещей. Всегда верю в подход в смотрении на всё, а не только на предмет, выполненный в желаемой технике. Это рандомная подборка вещей, которые в разные времена меня дико впечатлили. К ним нет четких критериев. Так, некоторые поражают техникой исполнения, а другие созданы на заводе, где участие художника остановилось на этапе разработки концепта.

Вот то, что приходит в голову: маляваныя дываны (рисованные ковры) Алены Киш,
гобелены Kustaa Saksi, текстильные работы, ковры и не совсем от Debby Weiss, Asafo Flag (African); Hannah Ryggen; Hannah Waldron; Caroline Achaintre; Almas Pieters и Faig Ahmed.
Made on
Tilda