Как и определенные памятники, некоторые формы сложной для восприятия иллюстрации вызывают у людей дискомфорт и, как следствие, порицание и желание подвергнуть их цензуре. И все же нет совершенно никаких причин полагать, что высокая оценка подобных работ в настоящее время непременно будет означать признание или восхищение предметом изображения. Весь спектр обстоятельств, повлиявших на создание и значение иллюстраций, удалось ли им улучшить текст или сделать его убедительным — этого уже достаточно для того, чтобы признать значение иллюстраций и внимательно их рассматривать, какой бы неприглядный смысл они не транслировали. На самом деле существует множество способов изучения артефактов помимо оценки их «аутентичности» — стандартного (пусть и наивного) подхода к искусству. Не стоит маргинализировать публичное искусство из-за кажущейся «достоверности», «глубины» или искусственности их тематики, степени понятности или доступности, использования традиционных форм, таких как фигура, или применения в качестве инструмента коммерции или пропаганды. Коротко говоря, в том, что касается публичного искусства, ценность иллюстрации не следует измерять тем, насколько она соответствует современным этическим, политическим или эстетическим стандартам. Подобно памятникам и городской скульптуре, иллюстрация — это предприятие, создание и материальные формы которого требуют глубокого анализа. Обратившись к научным знаниям о городской скульптуре, можно увидеть иллюстрацию в новом свете.
2. Понимание и уважение к истории американской иллюстрации оказались несколько подорваны тенденцией к анализу ее значения с точки зрения «искусства». Слишком ярким стал образ независимого художника, который создает уникальные, оригинальные работы. Формальная эстетика, которая зиждется на традиционном искусстве, остается главным мерилом исторической ценности иллюстраций. Из-за этого работы именитых художников, таких как Максфилд Пэрриш, Норман Роквелл, Макклелланд Барклай и Пол Рэнд, получили намного больше внимания, чем труды безымянных иллюстраторов, дизайнеров и верстальщиков, создававших эффективные, но прозаичные рекламные иллюстрации и журнальные обложки в период с 1900-х годов до появления телевизоров. Изучение таких работ всегда было направлено на анализ отдельных изображений без учета общего вида печатной страницы и взаимосвязей между продуктом, художником, клиентом и агентством, без которых иллюстрации известных художников никогда не появились бы на свет.
Взяв за основу описанные выше точки зрения на историю городской скульптуры, я призываю к более полному, всеобъемлющему подходу к истории иллюстрации, чем мы видим сейчас. Помимо монографий об отдельных художниках в этой области требуется подробный анализ изобразительной эстетики и творческой деятельности в контексте более широкой матрицы создания и восприятия изображений и дизайна —иллюстрацию нужно изучать не просто как изображение, но и как процесс.
Скульпторам и иллюстраторам, работавшим в публичном пространстве в США двадцатого века, для распространения и выставления их работ приходилось идти на своего рода сделки. Реализация проектов, а значит и смысл самих изображений включали то, что Дуглас Дауд назвал «урегулированием путем переговоров» между множеством разных сторон. Несмотря на очевидные различия (иллюстрация двухмерна, а городская скульптура трехмерна), обе эти сферы подразумевали решение ряда одинаковых культурных проблем. И скульпторам в создании памятников, и иллюстраторам печатных изданий приходилось искать компромиссы между собственной творческой идентичностью, заложенной в них обучением и сложившейся во всей мировой культуре, требованиям клиентов, условиями работы и общей практикой. Ни иллюстратор, ни скульптор не были независимы. Обе эти сферы подразумевали передачу — через изображение, текст или подпись и дизайн — идей и представлений, разработанных и реализуемых в коллективном процессе и предназначенных для демонстрации большим аудиториям неопределенного состава, масштаба и охвата в постоянно меняющемся контексте с сотнями переменных. И иллюстраторы, и скульпторы стремились к созданию значимых произведений, дополняющих и улучшающих текстовые смыслы, с учетом множества разных факторов, включая экономические, политические и художественные, но точно не к тому, чтобы кого-то обидеть (если только речь не идет о картинке из Playboy или Mad).
Коллективные, согласованные аспекты городской скульптуры и иллюстрации придают им значение, а обстоятельства их появления заслуживают тонкого, подробного изучения и исследования. Смысл городской скульптуры складывается из полного изучения форм, заказчиков, исторического и политического контекста среды, ландшафта и архитектурного окружения, а также реакции аудитории. Иллюстрация — это точное такое же производное множества факторов, включая биографию, методы работы, тематику, но далеко не только их. Как и в случае с монументами, глубокое изучение иллюстрации включает не только понимание личности художника или дизайнера, характер его обучения и материалы, стили и техники, которые использовал автор, но и всю матрицу патронажа: взаимодействия между художниками, агентствами и спонсирующими организациями, компаниями и клиентами, и всеми прочими посредниками. Необходимо принимать во внимание местную и государственную политику и социальные события широкого масштаба, а также общие представления, обусловленные, если смотреть на них в ретроспективе, такими факторами, как расовое, классовое и гендерное неравенство — проблемы, вызывающие много вопросов в наши дни. Задача ученого — собрать как можно больше подобного материала, проанализировать и истолковать его значимость и предложить новые способы понимания иллюстрации.
Давайте вкратце рассмотрим несколько факторов в пользу иного отношения к иллюстрации.
Клиенты, продукты и цели
В иллюстрации, как и в любом общественном искусстве, нужно учитывать форму патронажа и итоговый продукт. Мемориалы в память о трагических смертях отличаются от памятников, посвященных жизни выдающихся людей или национальным победам. Они создаются с разной мотивацией, в разных обстоятельствах и часто (хоть и не всегда) разными людьми. Дизайн и иллюстрации к художественным произведениям, реклама, раскадровки для анимации и обложки для музыкальных альбомов тоже создаются с разными целями и подразумевают разные типы художников, подготовку, технологии, поставщиков, материалы, техники, согласование и решения. Характер изображений меняется в зависимости от материала и расположения: барельеф на здании суда 1950-х годов заметно отличается от временной экспозиции современного искусства в каком-нибудь парке.