V. Методы исследования иллюстрации Мы с Мирэй отметили, что даже при том, что все больше преподавателей разделяют наши чувства, ни в одном из списков литературы на курсах иллюстрации всё еще не было текстов, которые сформулировали бы нашу развивающуюся идею того, как следует обсуждать иллюстрацию. Несмотря на согласованные усилия международного академического сообщества (особенно
Illustration Research Network) по установлению новых критериев для изучения иллюстрации, мы обнаружили значительную нехватку критического дискурса, который был бы специфичен для иллюстрации. Поскольку практические исследования являются основой большей части нашего подхода к обучению, мы хотели создать текст, в котором особое внимание уделялось бы механизмам иллюстрации. Слишком часто акцент в работе иллюстратора делается на готовом артефакте, стилистических решениях и/или передаваемом сообщении. При этом большая часть нашего времени во время работы со студентами сосредоточена на разработке методов, процессов мышления и действий, которые позволят создать интеллектуальную, продуманную и чётко сформулированную работу. В профессиональной жизни иллюстратор часто использует методологию, специфичную для его собственной практики, которая была тщательно разработана с течением времени. Эти методы обычно негласные, но тем не менее строгие и действенные. Этот этап разработки идеи редко замечают или ценят за пределами образовательного процесса. Хотя подготовительная работа составляет неотъемлемую часть общей оценки, студентам иногда трудно полностью понять истинное значение этого предварительного исследования, и он считается избыточным по отношению к «готовым работам». Однако, когда им пренебрегают, работа неизменно страдает. Тем не менее, что именно подразумевается под «исследованием», часто остаётся неуловимым, поскольку оно столь же аморфно и уникально для каждого отдельного проекта, как и для практикующего специалиста. Это может привести к тому, что неуверенность от непонимания того, зачем собирать и обрабатывать информацию, будут расти, – особенно, если жёстко придерживаться чрезмерно упрощённого определения иллюстрации и связывать её исключительно с созданием изображения.
Чтобы ответить на наш вопрос – каковы возможности современной иллюстрации? – с нашими учениками, мы должны понимать иллюстрацию не как второстепенное дополнение к тексту, а как творческую дисциплину с явной способностью взаимодействовать и общаться с массовой и разнообразной аудиторией, особенно вне сред, в которых традиционно живут художественные работы.
Идея, которую я принесла Мирэй, заключалась в том, чтобы разработать аналитический аппарат специально для иллюстраторских методов исследования: такой, который продемонстрировал бы, что эти методы не только являются неотъемлемой частью итогового продукта, который создает иллюстратор, но и внутренне присущи иллюстраторскому творческому процессу как таковому. Вместо того, чтобы останавливаться на результатах иллюстраторской деятельности, мы бы рассматривали те «как» и «почему», что лежат в основе самых амбициозных иллюстраторских решений. Чтобы понять и развить предмет, нам нужно было распаковать процессы, посредством которых определяется иллюстрация: средства производства, точные процессы и соображения и самые, казалось бы, незначительные решения.
Мы составили предложение, определили нашу повестку дня и получили поддержку Bloomsbury Academic. На момент написания этого манифеста (
2017 год; на данный момент книга Illustration Research Methods уже вышла в свет – Прим.ред.) мы всё ещё работаем над содержанием, но мы видим, что голос и настрой наши крепнут.