А были какие-то ограничения в работе с пространством? Что-то не красить, не сверлить, куда-то не залезать?
В принципе нам во всём помогали и всё разрешили, но у нас, наверное, не было особенно экстравагантных предложений. В оранжерее бывали и более смелые проекты, которые в итоге директор не пропустил, так что, наверное, еще поэтому нас так активно спрашивали, что и как мы собираемся делать. В остальном особых ограничений не было, все очень активно помогали — и с выбором растений, и с монтажом; кто-то даже оставался на ночь, чтобы помочь. Разве что алкоголь на открытии запретили.
Расскажи, как вы между собой распределяли, кто что будет делать? Выставка выглядит так цельно, что со стороны даже не скажешь, что это работа двоих людей.
Да, нам часто говорят, что трудно разобраться, хотя нам с Сарой и кажется, что это довольно очевидно. Вообще идея про сад была моя. Саре она понравилась, и мы решили, что проект будет про утраченное место, но дальше каждый работал в своём ключе. Сара взяла античные тексты: там очень много завязано на растительные метафоры и часто описываются метаморфозы, в которых человек превращается в растение и наоборот. А я очень много читала про семантику сада и поэтому многое в моих работах связано с языком и словообразованием, я во многом опиралась на неожиданные смысловые рифмы. Кроме того, я взяла библейские тексты и тексты современных американских поэтов.
Изначально мы отталкивались от мысли об утерянном саде как о райском саде, но довольно быстро выяснилось, что эта идея красива умозрительно, но в художественном плане она сильно сужает спектр возможностей. Поэтому постепенно к этим смыслам стали подтягиваться дополнительные ассоциации, и так, например, появились цитаты из американских поэтов. У них много описаний природы и сада, и мне понравилось, что они очень документальны: они просто берут нетронутое метафорами наблюдение и дают его тебе, а ты уже можешь воспринять его со всеми звуками и запахами.
Мы поставили эти тексты рядом с античными, поскольку они очень контрастны по восприятию природы: сама-то природа более-менее неизменна, но наше её восприятие в культуре сильно отличается от эпохи к эпохе и от одного места к другому. Сама же природа циклична и постоянна: лягушка является лягушкой и для античного поэта, и для Уитмена, но то, как они представлены в тексте, будет разным, поэтому через природу мы можем соединяться с разными временами.