—Ты работаешь в разных техниках. Как ты выбрала технику под эту книгу?
Уже давно я нащупала для себя максимально комфортный способ рисования, когда нет надобности ограничивать себя какой-нибудь печатной техникой: это плотное рисование гуашью, акрилом, тушью в любых сочетаниях с добавлением масляной пастели. Четыре основных цвета гуаши (красный, желтый, синий, белый) дают мне достаточную палитру нежных оттенков, черный и цветной акрил появляются там, где нужна особенная яркость. Пастель или карандаш завершает работу, добавляя фактурности. Так что я просто рисовала в привычной для меня манере и технике, а весь мыслительный ресурс уходил в работу с композицией и конструкцией.
—На Бехансе ты писала, что растения из «Портретов цветов» — это те растения, что знакомы с детства. Мне кажется, поэтому эта книга не только о красоте растений, но и об ощущении места, которому они принадлежат. Составление гербария — это же ещё и документация среды. Как бы ты описала эту среду и то место, которое населено цветами из твоей книги?
Да, эта книжка получилась очень личной и, действительно, про вполне конкретное место. Хоть все эти растения очень обычные для наших широт и встречаются практически везде, у меня в книжке они составлены в определенном порядке, выстраиваясь в соответствии с привычным маршрутом. Мимо поляны на краю леса, где ребята играют в футбол, вглубь дубравы, на просеку, которая в июле белая от цветов нивяника и ромашки, в сосновый лесок на краю большого поля, где летают канюки и гнездятся чибисы, потом вдоль заросшей и замусоренной речки, с поющими речными сверчками и щуками, греющимися на солнце в марте. Все эти места и тропинки знакомы с детства, но сейчас лес сильно поменялся. Люди стали чаще там «отдыхать» и, соответственно, нещадно мусорить. Все просеки сплошь перекопаны, потому что под ними проложены газовые трубы. Поле вспахивают и засевают овсом и клевером, посреди леса прорубили платную автодорогу. Так что, привычные и родные места меняются, и это неизбежно навевает грусть. В каком-то смысле эта книжка — дань тёплым воспоминаниям о детстве, когда всё было удивительное и большое, можно было гулять по лесу с мамой, и она рассказывала, как какое растение или дерево называется. Из глубокого детства и появилось это ощущение, что каждая травинка мне друг.