А что делать, если студентам неинтересно? Как такие ситуации разрешать бережно и для них, и для себя? Как, например, давать сложный материал так, чтобы не отпугнуть?
Яна Гнеденко: У меня был такой случай. Я проводила тренинг для учителей по ненасильственной коммуникации. Вообще-то им это изначально было интересно, и именно на это у них был запрос. Ненасильственная коммуникация — это сложная система, и одним из важных навыков в её усвоении является способность отслеживать то, что с тобой происходит — то, что сейчас часто называют mindfulness. Я думаю, что многим сегодня уже наскучило это слово, и поэтому тяжело включаться в разговор об этой теме. В этой группе получилось как раз так, что изначально интерес был, но конкретно эта тема не вызвала отклика. Тогда я напрямую поговорила об этом со слушателями: сказала, что вижу, что они не очень заинтересованы, и спросила, почему так. Тогда они сказали, что материал кажется неприменимым к жизни, и я попробовала привести какие-то наглядные примеры. Мне кажется, прямой и честный вопрос к людям о том, что с ними сейчас происходит — это хороший метод справиться с отсутствием интереса, так же, как попытка показать людям, зачем им это нужно. А что касается сложного материала — его, наверное, нужно делить на маленькие части.
Дима Горелышев: Если студенту неинтересно, то я всегда допускаю, что конкретно этому человеку просто неинтересна та сфера, в которой мы работаем — я такого видел довольно много за эти годы. В группе такой человек всегда есть. В Строгановке это часто встречается: кто-то не по своей воле пошел учиться, кто-то еще не понял, зачем он это делает (может, еще потом поймет) — это обычное дело. В Британке и Вышке такого, пожалуй, поменьше, потому что туда люди чаще идут за свои деньги. В Простой школе участники групп и курсов точно заинтересованы: это непростая работа, на которую все идут по своей воле и с конкретными целями.
Но вместе с тем бывают ситуации, когда группа проседает, теряется, ей становится скучно — тут у меня есть ряд приемов. Первый прием — отсекать момент, когда ты говоришь слишком долго. Если тебе интересно и тебя «понесло», это не значит, что остальным будет интересно. Сейчас я всегда параллельно стараюсь следить за тем, не слишком ли много меня в занятии. Второй момент — это темп. Я замечаю, что ребята уходят с занятия бодрыми и не уставшими, когда я поддерживаю темп занятия и, может, даже иногда усиливаю, когда он начинает проседать. В этом смысле хорошо работает объединение вокруг одной новой задачи: например, все работали индивидуально, а потом я говорю: ребят, что скажете по поводу Х? Что посоветуете коллеге? Это всех пробуждает, отдельные художники снова становятся группой. С этой же целью мы много лет назад уже поменяли формат просмотра в конце занятия: мы не разбираем каждую работу отдельно, а просим обратную связь от студентов. Единственное, что я делаю сейчас на просмотре, это задаю вопросы. Раньше замечал, что на просмотрах и я сильно уставал, и студенты выходили мертвые: ты уже выложился, а тут еще надо столько всего выслушать и высказать самому. А сейчас у нас просмотр занимает 5-10 минут и представляет, по сути, живой диалог, как пинг-понг. Тогда получается, что занятие заканчивается на чем-то бодром, веселом и темповом: выходишь не уставшим, а на подъеме. Мне вообще кажется, что очень важно то, как ты заканчиваешь — и как начинаешь — занятие. Если занятие закончилось бодро, то потом и преподаватель, и ученик еще час-два в себе этот хороший заряд чувствуют, и в следующий раз с этим же хорошим послевкусием возвращаются на занятие.
Ольга Герасименко: В американском образовании одна из превентивных мер в борьбе с тем, что студентам может быть неинтересно и непонятно, состоит в том, чтобы рассылать студентам до начала занятий программу курса: с датами, темами, заданиями и дополнительными источниками. Тогда студент может сориентироваться и понять, чего ему ждать. Например, если он видит, что тема совсем незнакомая, предполагается, что он за неделю что-то почитает и придет на лекцию уже зная, о чем будет разговор. Это уже повышает включенность и заинтересованность. Плюс каждый студент в этой системе знает, что преподаватель обращает внимание на то, как студенты вкладываются на занятиях — то есть это система взаимного оценивания.