Тем не менее, чаще всего такая графика критикуется с художественной стороны, и в укор ей ставится, главным образом, отсутствие изобретательности. Клише, разумеется, не вызывает эстетического восторга, но почему мы вообще судим продукт, изначально задуманный как неуникальный, с позиций оригинальности? Представление о том, что графика — это непременно что-то, созданное уникальным художественным гением, во многих случаях совершенно нерелевантно, но, несмотря на это, эта идея — эхо модернизма — прочно укоренена в нашем сознании. Обвинения в банальности «корпоративной графики» игнорируют её суть и пытаются применить к ней критерии, которые к ней неприменимы по определению.
В графике такого рода намного интереснее именно массовость. Эту самую массовость наглядно освещают такие подборки на Are.na, как
Corporate Memphis и
Small cartoon people building big interfaces. Массовость может настораживать, но важнее то, что она дает возможность анализа. Именно отсутствие массовости одного подхода часто указывают как причину отсутствия исследований иллюстрации, так что в данном случае перед нами очень удобный пример.
В чем же, собственно, проблема такой графики, если оставить за кадром вопрос художественной изобретательности? Хой Винь, дизайнер Adobe и бывший арт-директор The New York Times,
иронично называет ситуацию с однообразием корпоративного вектора «преобладанием единственной монокультурной эстетики, которую использует буквально каждый технологический стартап, претендующий на подрыв устоев индустрии». Эта мысль, к сожалению, завершает пост в его блоге, хотя кажется, что именно здесь-то и должно все начинаться. Это ли не самое смешное и интересное — почему прогрессистская амбиция визуально артикулируется языком стремительно уходящих во вчерашний день «безликих стоков»? Как получилось, что на месте «невинных» и неизобретательных — а для кого-то, как для Бэллант, и этически сомнительных — человечков в костюмах, поднимающихся по карьерным лестницам, разверзся целый временной провал, дыра между прошлым и будущим? Чтобы ответить на этот вопрос, можно представить себе несуществующий вариант: какой-нибудь очередной технологический стартап, который визуально тоже смотрит в будущее, а не в ближайшее прошлое, как это делается в большинстве случаев. Вообразим компанию, которая занимается разработками, связанными с искусственным интеллектом, визуально подкрепленными работами, скажем,
Яна Ченга, художника и исследователя, который работает над созданием саморегулирующихся визуальных систем, а на досуге развлекается созданием клипов веселым ребятам типа группы Liars: