Мой молодой человек играет в футбол с двумя командами. Одна состоит из русских игроков, а у второй состав интернациональный: от Австралии до Великобритании. Он сразу заметил, что в первой команде все друг на друга ругаются и критикуют, а во второй — скорее делают акцент на то, что получается хорошо. По крайней мере, уделяют этому равный объём внимания. После первой игры он, как правило, приходит расстроенный и недовольный собой, больше не хочет играть (но возвращается вновь), а после второй — совершенно счастлив, уверен в своих силах и с нетерпением ждёт следующего раза.
Получается, что похвала и поддержка в практике могут сформировать нарратив, который мы используем в разговоре с собой относительно своих достижений. Я неоднократно слышала, что в Строгановском училище в качестве образовательной тактики или же просто наиболее часто встречающегося подхода «принята» активная критика.
Тут важно заметить и то, что в английском, например, есть два разных слова для обозначения обратной связи: critique и to critisize. Critique — это анализ и оценка объективных качеств работы, как положительных, так и требующих доработки. А глагол to critisize как раз про поиск негативных черт — то, что по-русски называется «критиковать». По словарю Ожегова, целью критики является выявление недостатков, а не объективная оценка и выявление сильных и слабых сторон.
В школьном образовании, например, всё, что мы получаем после работы — это отмеченные ошибки и оценку. Редко кто будет фокусировать внимание на том, что мы сделали хорошо, и в чём мы сильны. Самостоятельно ребенку становится достаточно сложно сориентироваться в пространстве, где слабые стороны всегда выделены красным и акцентируются, а какие сильные стороны нужно развивать — далеко не очевидно. Здесь можно сказать и про пресловутую «работу над ошибками». А работа над «успехами» разве не нужна? В Великобритании, например, доминирует система формативной оценки работы в течение всего процесса обучения. Формативное оценивание подразумевает под собой непрерывный анализ работы индивидуального ученика, постоянную обратную связь как по успехам, так и по сферам, требующим внимания. Цель всё та же — достичь необходимого уровня, некой нормы, но пути получаются качественно разные.
Книга «Датский способ воспитания» рассматривает общие тенденции в воспитании детей в Дании, и, в первую очередь, это касается стимулирующей похвалы — то есть похвалы за конкретные достижения, даже если они кажутся незначительными. Вот один из приведенных в книге примеров: если ребёнок приносит рисунок (и этот рисунок, вполне возможно, далёк от понятия мастерства) — у родителя есть несколько вариантов реакции: поблагодарить и никак не прокомментировать, поблагодарить и сказать, что ребёнок — гений и большой молодец, и третий вариант — поблагодарить, и сказать, что вот этот домик очень хорошо заштрихован, и ребёнок большой молодец, что так старательно домик проработал. Очевидно, что только третий вариант стимулирует непосредственно развитие навыков и стремление делать лучше не только домик, но и постепенно — всё остальное.
Поэтому оказывается, нет ничего удивительного, что за годы критики в свою сторону мы привыкаем к негативному нарративу о своей практике (и не только практике), она укореняется в наших собственных головах. И самостоятельно стимулировать положительное развитие становится невероятно сложно. Мы миримся с мыслью о том, что мы все одинаковые, ничего особенного в нас нет, и зачем вообще стараться, лучше не задавать себе высоких планок и держаться в области посредственности. Но ведь есть и та часть, которая мечтает и хочет вырваться из посредственности... но как?