ИНДУСТРИЯ
Болонская ярмарка: основы практики
Фото на обложке: Марта Журавская
Текст: Кристина Радкевич

Каждый год издатели, литературные агенты, иллюстраторы, авторы, переводчики, графические дизайнеры и другие профессионалы в области книгоиздания стекаются со всего мира на важнейшее мероприятие, посвященное детской литературе и иллюстрации – Болонскую ярмарку, которую всего за 4 дня успевают посетить около 30 000 человек из 80 стран. Следующая, уже 58-я по счёту, ярмарка пройдет с 14 по 17 июня 2021 года. В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет ярмарка, почему её стоит посещать, и как к ней подготовиться, чтобы найти издателя для своего проекта.
Болонская ярмарка 2013. Фотографию предоставила Марта Журавская
В мире ежегодно проходит огромное число мероприятий, посвященных детской литературе и иллюстрации: Международная Московская книжная ярмарка, Франкфуртская ярмарка, Биеннале иллюстрации в Братиславе, ярмарка в Шанхае и другие. Но самым масштабным профессиональным событием, посвященным издательской индустрии для детей, является Болонская книжная ярмарка. Она включает в себя выставку 76 иллюстраторов, отобранных из 2–3 тысяч участвующих в конкурсе, стенды сотен издательств, лекции, встречи, презентации книг, автограф-сессии, мастер-классы и многое другое.

Интересно, что Болонская ярмарка начала выходить за пределы города и даже страны: теперь она также является соорганизатором Шанхайской ярмарки. Но самое важное событие для иллюстраторов, живущих в России, – это её объединение с Московской ярмаркой. С 2019 года они начали плотное сотрудничество, а в 2021 году планируется полная их интеграция.
Болонская ярмарка 2013. Фотографию предоставила Марта Журавская
Если ваша профессия связана с детской литературой, то вам обязательно надо посетить Болонскую ярмарку хотя бы раз. Дело в том, что ярмарка — это возможность получить всеобъемлющую картину международного издательского рынка, взглянуть на него со стороны и проанализировать. Используя только интернет, такое целостное видение получить невероятно трудно, а вживую огромный пласт издательского мира виден как на ладони. Издатели привозят свои самые успешные книги, а также новинки для продажи прав на издание в других странах, поэтому на протяжении четырёх дней, что длится ярмарка, вы будете окружены лучшими книгами со всего мира. Это даёт понимание трендов детской литературы. Но самое интересное — не только отмечать то, что популярно, но и понимать, чего не хватает. Это касается не только тем, поднятых в книгах, но и художественных ходов, а также приемов в дизайне или архитектуре книги. А ещё всего за четыре дня вы сможете составить себе список интересных вам издательств, полистать их книги или даже пообщаться с их представителями.

Для иллюстратора центральное событие ярмарки — выставка иллюстраторов. Каждый год из нескольких тысяч присланных заявок отбирают 76 иллюстраторов для экспозиции. Этим занимается жюри, состоящее из представителей арт- и издательской области. В качестве членов жюри 2020 выступали издатель Valérie Cussaguet (Les fourmis rouges, Франция), Enrico Fornaroli (директор Болонской Академии изящных искусств), художник Lorenzo Mattotti (Италия), английский издатель Cathy Olmedillas (Anorak Magazine), японский издатель Machiko Wakatsuki (Bronze Publishing). В течение нескольких дней они отсматривали присланные со всего мира иллюстрации и сообща выбирали финалистов. В этом году организаторы ярмарки провели подробное интервью с членами жюри, которые поделились впечатлениями о присланных работах. Каждый спикер продемонстрировал несколько иллюстраций, особенно впечатливших, и объяснил причину своего выбора.
Болонская ярмарка 2013. Фотографию предоставила Марта Журавская
Какой фактор является приоритетным при выборе автора на выставку?
Конечно, все члены жюри как один говорят о композиции, цвете, технике и качестве исполнения: в общем, художественной ценности иллюстрации. Но помимо этого каждый выделил что-то свое. Мы воспринимаем членов жюри как оценщиков, но они, прежде всего, — зрители, просто с очень большой насмотренностью. И они хотят, чтобы иллюстрация их удивила, показала то, чего они не видели ранее, задела эмоционально, что сделать невероятно сложно, учитывая их бэкграунд. И речь идет не только о том, как нарисована иллюстрация, а о посыле, смысловой нагрузке изображения. Приведу пару примеров. На выставку 2020 были выбраны иллюстрации Елены Репетур (Россия) для авторской книги «Одиссей ищет друга». На одной из иллюстраций главный персонаж (собака) участвует в воссоздании сцены из «Титаника». Эту остроумную сюжетную находку отметила Cathy Olmedillas. Пример, который выделил Lorenzo Mattotti, – иллюстрации Phoolan Matzak (Германия). Её серия посвящена жизни бездомного, но автор преподносит эту тяжелую социальную тему, избегая избитых приемов, которые могут вызвать жалость, и показывает главного героя поэтично, вызывая у зрителя другие, более сложные чувства.
Эта иллюстрация подводит нас к ещё одному важному моменту — концепции серии. Ведь персонажи, цвета, композиция считываются моментально на первом этапе восприятия. А на втором этапе зритель пытается декодировать визуальное в вербальное и понять, что хотел сказать автор. Казалось бы, так много было разных книг на разные темы, но всегда найдется что-то новое, о чём не было сказано ранее, или что-то старое, но поданное с другого ракурса.

Выставка иллюстраторов, как и экспозиция ярмарки в целом, — это возможность увидеть не только обобщенный портрет международной иллюстрации, но и понять отличия культурные, стилистические, технические в иллюстрации разных стран. Сейчас мы видим процесс европеизации иллюстрации. Быстрый обмен информацией влияет на насмотренность. Как только иллюстрация появляется на свет, она публикуется в сети, оказываясь в визуальном поле художника, которое так или иначе влияет на формирование его стиля. По этому поводу интересный, на мой взгляд, комментарий сделала издатель из Японии Machiko Wakatsuki. Она отметила обратный процесс в развитии азиатской иллюстрации. Будучи в составе жюри, она обратила внимание на то, что азиатские иллюстраторы пытаются вырваться из-под влияния западной культуры. И несмотря на то, что они учатся в Штатах и Европе, стараются придумать новый стиль, делая иллюстрации более вызывающими, провокационными и аутентичными. По мнению Machiko Wakatsuki особенно эта тенденция заметна у иллюстраторов из Китая и Кореи.
Болонская ярмарка 2017. Фотографию предоставила Маргарита Кухтина
Lorenzo Mattotti, просматривая конкурсные работы, заметил еще один момент. «То, что считалось авангардом 30 лет назад, сейчас — классика», — говорит он. Так, Болонская ярмарка с выставкой иллюстраторов и экспозицией изданий является ярким высказыванием о современной иллюстрации, а также в контексте других международных выставок показывает, как развивается книжная графика.

Еще одна причина посетить ярмарку — стенды издательств. Как я уже говорила, издательства привозят в Болонью свои самые успешные книги, чтобы продавать права на их публикацию за рубеж. Это приоритетная задача. На втором месте — поиск коммерчески выгодных новых проектов. Это покупка прав у других издательств, а также встречи с художниками, презентующими свои книги и портфолио. Чтобы встретиться с издательством, нужно предварительно отправить pdf-файл с макетом будущей книги и сопроводительное письмо с описанием идеи. Макет должен содержать несколько готовых разворотов (остальные можно оставить в виде эскизов), текст и обложку. Главная задача макета — объяснить композицию книги, основную мысль, и продемонстрировать, как будут выглядеть финальные иллюстрации.

Рассылкой писем лучше заняться заранее — за несколько месяцев до мероприятия, ведь издателю необходимо время для изучения вашей идеи.
Болонская ярмарка 2017. Фотографию предоставила Маргарита Кухтина
У некоторых крупных издательств на сайте прямо указано, что из-за объема писем, поступающих с предложениями, они ответят только через 2-3 месяца. К тому же нельзя забывать о новогодних праздниках и Рождестве, во время которых многие выпадают из графика. Не забывайте и об осенней ярмарке во Франкфурте. Пару недель до и после неё издателям не до разбора писем. Контакты издателей-участников можно найти на сайте ярмарки в каталоге экспонентов. Также на ярмарке продается Справочник участников, который является оффлайн-вариантом каталога сайта.

Организация встречи с агентами происходит по такому же принципу. Если у вас в багаже есть проиллюстрированные книги, где выступаете как художник и автор, и хотите найти зарубежного представителя, то высылайте агенту письмо с рассказом о себе и портфолио и договариваетесь о встрече. Обратите внимание, что вам нужен агент, занимающийся продвижением именно авторов-иллюстраторов, а не только писателей. Встречи проходят в специальном секторе, где каждый агент располагается за пронумерованным столом. Несмотря на то, что многие агенты преследуют целью продвижение проектов своих художников и писателей и встречаются только с издателями, с ними можно пробовать договариваться о встрече.
Болонская ярмарка 2017. Фотографию предоставила Маргарита Кухтина
Обязательным для посещения на ярмарке является Illustrator Survival Corner, который располагается в павильоне со стендами издательств. Это инициатива итальянской школы иллюстрации Mimaster. Этот корнер существует всего несколько последних ярмарок. Он разделен на зоны, в которых проходят обзор портфолио, мастер-классы и лекции.

  • Портфолио ревью проводят агенты, издатели, художники, авторы. Участие в них — отличная возможность для начинающих иллюстраторов получить обратную связь и рекомендации по улучшению портфолио.

  • Мастер-классы по рисованию и дизайну проводят зарубежные художники.

  • Лекции тоже очень рекомендую посетить. Там обсуждаются самые важные для иллюстраторов темы: о продвижении, о том, как вести себя на встрече с издателем, как составлять письма, и о многом другом. Среди лекторов агенты, издатели, художники, преподаватели школы Mimaster.

В общем, Survival Corner — это сосредоточение всех знаний, которые нужны иллюстратору.

На какие-то мероприятия надо записываться, на какие-то — нет (всё это указано в программе), но на портфолио ревью записываться точно нужно, потому что уже в 9 утра на стойке регистрации корнера будет огромная очередь из иллюстраторов, и нужно быть действительно быстрым, чтобы успеть записаться.

На Болонской ярмарке некоторые издательства проводят спонтанные ревью. Объявления об этом они размещают заранее на своих стендах. Обычно рядом с объявлением они кладут лист, в который надо себя вписать, и смотр проводят согласно списку. Некоторые просто объявляют время проведения ревью без записи, и тогда еще за час до смотра образуется огромная очередь из иллюстраторов.
Болонская ярмарка 2013. Фотографию предоставила Марта Журавская
Как подготовиться к смотру работ
Во-первых, создайте сайт с портфолио: достаточно самого простого. Главное, чтобы на нём были размещены актуальные вашим сегодняшним интересам и навыкам иллюстрации, а также контакты. На визитке ссылка на сайт выглядит более профессионально, чем ссылка на соцсети. Напечатайте промо-материалы: открытки, визитки и, конечно, само портфолио. Печать обязательно должна быть качественной. Выберите хорошую типографию, подготовьте файлы, сделайте цветопробу, тогда неприятных сюрпризов не будет. Учитывая длину очереди, у издателя есть всего несколько минут, чтобы взглянуть на портфолио. Поэтому, когда вы садитесь за стол, всё должно быть готово к просмотру. Не показывайте иллюстрации с телефонов! Многие лекторы акцентируют на этом внимание: видимо, это распространённая проблема. Портфолио выгоднее смотрится в печатном виде.

Если у вас нет портфолио, или вы только работаете над ним, это не повод откладывать посещение Болонской ярмарки. Наоборот, она может послужить мощным толчком для его разработки. Как я уже говорила, ярмарка — это возможность сразу охватить широкий диапазон международных издателей, авторов и иллюстраторов. В итоге все книжные ярмарки и выставки, которые вы посещаете, расширяют профессиональный кругозор, увеличивают насмотренность, что обязательно отразится на вашей работе.

Болонская ярмарка 2020 года из-за пандемии прошла онлайн. Записи видеоконференций с нее доступны на её Youtube-канале. Ярмарка 2021 года пройдет не в апреле, как обычно, а в июне, и пока её планируют провести в оффлайн-режиме. До лета ещё много времени, а значит, учитывая все вышесказанное, еще можно успеть к ней подготовиться!
Болонская ярмарка 2013. Фотографию предоставила Марта Журавская
Made on
Tilda