интервью
Миниатюрные эффекты
в киноиндустрии: интервью с Бертоном Пирсом


Интервью: Светлана Власова
Фотографии предоставил Бертон Пирс
На обложке: Бертон Пирс в модельной мастерской фильма «Отель „Гранд Будапешт"», Берлин
Бертон Пирс — профессионал в сфере создания моделей и миниатюр для фильмов. Он работает в индустрии уже более двадцати лет. За свою практику Бертон Пирс успел поработать с Уэсом Андерсоном над фильмом «Отель „Гранд Будапешт"» (2014), а сейчас принимает участие в работе над его фильмом «Asteroid city» (2022)

Бертон Пирс наиболее известен по своему 12-часовому документальному фильму «Sense of Scale» («Чувство масштаба»), который полностью посвящен созданию миниатюр для кино. Помимо документального фильма он также написал, срежиссировал и спродюсировал множество короткометражных фильмов.
Света Власова: Вы режиссировали множество великолепных короткометражных фильмов, а так же документальный фильм «Sense of Scale», который лично я считаю лучшей когда-либо созданной коллекцией материалов о создании моделей и миниатюр. Изменился ли ваш подход к работе с миниатюрами после того, как вы сами стали режиссером? Если да, то что поменялось?

Бертон Пирс: Спасибо за комплимент, всегда приятно слышать, что людям нравится «Sense of Scale» и другие мои работы. Я хотел создавать модели и миниатюры для кино с тех пор, как увидел на экране «Звездные Войны» в 1977 году, мне тогда было всего 10 лет. Спустя несколько лет после этого мне подарили камеру Super 8, и я впервые начал снимать сделанные мной модели. Обычно я их взрывал! Со временем съемка для меня становилась все более увлекательной. Через несколько лет я уже предпочитал рассказывать истории через кино, нежели зарабатывать на жизнь созданием миниатюр. Однако я все еще продолжал делать миниатюры для своих фильмов, чтобы расширить возможности и строить свои собственные миры. Это дало мне базу для дальнейшей деятельности, и мне нравились как съемка, так и создание миниатюр. Когда я впоследствии был принят в школу кино (Art Centre College of Design в Лос-Анджелесе), я в течении многих лет концентрировался главным образом на режиссерской работе. Позже, в создании моего полнометражного фильма «Adventurados» (2015), у меня уже была возможность нанять талантливых мастеров миниатюры, которые были для меня буквально героями. Они помогли мне сделать миниатюры для фильма, мы работали вместе. Так что, думаю, я проделал путь от просто создания миниатюр ради удовольствия до чего-то немного более профессионального. Мои недавние работы, однако, как будто возвращают меня к прежним веселым дням и созданию миниатюрных миров. Работа с Уэсом Андерсоном над фильмом «Отель „Гранд Будапешт"» была прекрасной возможностью научиться большему как мастеру миниатюры, а также создать несколько документальных фильмов во время работы над миниатюрами в мастерской.
СВ: Вы справляетесь с множеством различных ролей: режиссер, создатель моделей-миниатюр, продюсер, сценарист и многое другое. Как вы переключаетесь с одной задачи на другую и что помогает вам успешно совмещать все эти роли?

БП: Мне очень нравится снимать, как проходит работа в модельной мастерской тут, в Берлине. Я могу наблюдать за работой над миниатюрами и снимать все на камеру! Самым сложным для меня была работа над «Adventurados».

Восьмидесятиминутный фильм с актерами, съемочными площадками, миниатюрными эффектами, костюмами, всем! Этот проект меня вымотал, потому что я взвалил на себя слишком много работы. Но я был очень доволен конечным результатом и иногда до сих пор не могу поверить, что мы завершили проект, ведь столько всего могло пойти не так. С актерами съемки шли восемь дней, и еще шесть месяцев мы снимали миниатюрные эффекты. После опыта с этим проектом я стал работать над короткометражными фильмами, похожими скорее на трейлеры. С этими проектами намного веселее, меньше стресса, и я могу больше концентрироваться на миниатюрных эффектах. Обычно на планирование и дизайн нового короткометражного фильма я трачу около года. И сейчас я использую для съемки айфон, это делает жизнь намного проще.
Бертон Пирс и кукольная миниатюра для фильма «Adventurados»
СВ: Есть ли у вас любимый проект, если говорить о процессе создания, а не о результате?

БП: У меня всегда была одна проблема, меня вдохновляют слишком многие фильмы и режиссеры. Фильмы Терри Гиллиама, Ридли Скотта, Тима Бертона, Стэнли Кубрика. Они визуальные режиссеры. И я стараюсь отразить атмосферу фильмов, которые вдохновляют меня на тот или иной проект. «Adventurados» для меня всегда будет особенным проектом, потому что там мне довелось поработать с великолепными мастерами миниатюры. Всего за один год было создано множество миниатюр. Люди работали над ними в Америке, Англии и Германии. Это было сумасшествием. Большинство съемок со спецэффектами получились именно такими, как я их планировал, несмотря на небольшой бюджет и стресс. Двое ирландских актеров играли просто великолепно. Как режиссер я никогда не доволен результатом на все сто процентов, всегда кажется, что нужно больше денег и времени, чтобы сделать все лучше. Еще было круто строить и продумывать дизайн для моего недавнего короткометражного фильма «Dr. Vanderschloss»! Вот этим проектом я тоже очень горжусь.
Замок Vanderschloss
СВ: Есть ли у вас любимая миниатюрная модель или несколько, над которыми вы работали? Может быть, были модели, которые вам очень нравились, но в конечном итоге не были использованы в фильме?

БП: Модели, которые я делаю, я всегда использую в своих собственных проектах. Будучи одновременно режиссером, писателем, продюсером и создателем моделей, я всегда четко знаю, что мне нужно, и не могу себе позволить расходовать что-то впустую. Для фильма «Отель „Гранд Будапешт"» я делал модель моста, для эпизода, в котором под этим мостом должна была проехать камера. В результате в фильме мост был виден издалека и появился на экране лишь на долю секунды. Было очень обидно, но таков Голливуд.
Бертон Пирс с мостом для фильма Отель Гранд Будапешт
Моя любимая модель, над которой я работал, это космический корабль пришельцев, точнее, секция корабля-носителя для моего фильма-трейлера «Splatogasm 2». На самом деле, сам по себе трейлер был для меня лишь причиной сделать модели объектов из мира научной фантастики и показать их! С этими штуками весело работать. В конечном итоге корабль-носитель оказался просто огромной стеной с хаотичной текстурой, сделанной с помощью кусочков всего и вся. Повторюсь, мне нравятся текстуры и атмосферность в фильмах. Я приклеил к модели все, что только смог найти. Она получилась очень сложной и детализированной. Что еще было круто в этом проекте, так это то, что я мог делать реплики множества моделей из научно-фантастических фильмов, таких как «Нечто» (1982), «Бегущий по лезвию», «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Назад в будущее», «Инопланетянин», «Лунный Гонщик» и так далее.
Бертон Пирс с моделью иноплатнетного корабля-носителя
СВ: Какой был самый странный предмет или материал, который вы когда-либо использовали для создания модели?

БП: Миска. Я пошел в магазин и купил пластиковую миску и тарелку. Потом склеил их вместе и получилась спасательная капсула для «Adventurados». Быстро, просто и дешево!
Модель спасательной капсулы из миски
СВ: Помимо ваших собственных работ, можете ли вы выделить несколько ваших любимых моделей, сделанных другими мастерами? Может быть что-то, на что вы просто рекомендовали бы взглянуть.

БП: Существует ооооочень много фильмов с крутыми моделями. «Бегущий по лезвию» (1982) — это лично мой любимый пример. В последнее время миниатюры и физические модели достаточно редко используют в фильмах. В фильме «Луна» (2009) можно увидеть фантастические модели, сделанные Биллом Пирсоном и его командой в Англии. Над моделями для фильмов Уэса Андерсона весело работать, у него всегда продуманные и более стилизованные решения. В некоторых сериалах тоже до сих пор используют миниатюру, например в «Мандалорце». Но фильмы 1970-80-х все еще остаются моими любимыми и вдохновляют меня в наибольшей степени. «Близкие контакты третьей степени», «Звездные войны», «Бразилия» (реж. Терри Гиллиам), «Бандиты во времени», «Чужой», «Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении», «Охотники за привидениями» и все в таком роде.

Смешно становится, когда я сам не могу заметить, что в фильме использовали модели. К примеру в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Для автотеатра использовали миниатюру, ведь сам театр из 70-х был на самом деле снесен. А я подумал, что это была съемочная площадка в реальный размер. У них получилось меня провести!
СВ: В последнее время по большей части для эффектов используется CGI, но мне всегда казалось, что миниатюра на экране смотрится более реалистично. Сказали бы вы, что физические модели чем-то лучше компьютерной графики? Есть ли какие-то причины использовать миниатюру вместо CGI?

БП: Как бы мне ни нравилось работать с миниатюрами, я думаю, что CGI постепенно захватывает индустрию. По большей части, так происходит, потому что с компьютерной графикой можно что-то менять хоть в самую последнюю минуту. С миниатюрами же надо все четко продумывать и планировать заранее.

Большинство режиссеров и продюсеров не могут решать свои задачи таким образом, а с помощью CGI можно постоянно что-то менять или откладывать на потом. Реалистичный вид объекта, заснятого в настоящем, физическом виде при нормальном освещении, на мой взгляд, конечно, будет превосходить по качеству картинку, сделанную на компьютере, но большинство людей слишком ленивы и не решаются на такую работу. К счастью, Уэс Андерсон и Тарантино все еще продолжают использовать миниатюры и могут планировать все детали сильно заранее.


СВ: Я, как и многие другие, люблю фильмы Уэса Андерсона. Как бы вы описали его подход к использованию миниатюр в фильмах?

БП: Всё до мелочей продумано и спланировано самим Андерсоном, его продюсером, художником-постановщиком и руководителем модельной мастерской (на данный момент это Саймон Вессе, он работает с нами в Берлине). Создаются красивые зарисовки и дизайны. Потом выбирается точный масштаб, который зависит от нужного для съемки кадра, после чего создатели моделей принимаются за работу. Иногда все-таки масштаб приходится менять, но для этого всегда остается предостаточно времени. Еще очень интересно и увлекательно работать с цветами, которые Андерсон выбирает для моделей. Это обычно пастельные цвета. И многие модели должны быть сделаны в неестественной, драматичной перспективе. Все модели детализированы и состарены, чтобы выглядеть более реалистично, но все равно сделаны так, чтобы оставаться немного искаженными, что придает им стилизованный сюрреалистичный вид. Еще Андерсон любит в самый последний момент придумывать какие-то новые идеи для съемки, которые снова требуют использования моделей, так что просто невозможно угадать, когда придется неожиданно сделать еще какую-нибудь миниатюру.


СВ: Вы говорили, что на данный момент работаете над небольшим документальным фильмом. Как вы понимаете, что снимать, и когда снимать что-то на камеру, чтобы запечатлеть всю сущность процесса?

БП: Мне очень повезло, что у меня есть возможность снимать процесс работы над моделями для разных фильмов тут, в мастерской в Берлине. Я снимал документалку про «Отель „Гранд Будапешт"» и про «Французский вестник». Я стараюсь по возможности хотя бы раз в неделю заходить в мастерскую и по порядку записывать все, что было сделано за это время. Сначала грубый черновой макет, потом сборка модели, а потом покраска и финальные штрихи. Я монтирую все, что записал, в короткий документальный фильм, который потом выкладываю на свой YouTube-канал. Мой документальный фильм «Sense of Scale» посвящен мастерству создания миниатюр и всем создателям моделей. Надеюсь, что физические модели будут продолжать создаваться, и будущие режиссеры и продюсеры будут предпочитать использовать практические эффекты для своих фильмов!

Made on
Tilda